11 июня 1963 года буддийский монах Тхить Куанг Дык с группой сторонников пришел на оживленный перекресток в центре Сайгона, неподалеку от президентского дворца, сел в позу лотоса, после чего один из сторонников вылил ему на голову канистру бензина, а Тхить Куанг Дык сам поднес горящую спичку к своему телу. Мотивом акции стал протест монаха против преследований буддистов режимом президента Вьетнама Нго Динь Зьема. Вечером в день смерти Тхить Куанг Дыка президент обратился к народу по радио, заявив о своей глубокой обеспокоенности произошедшим, призвал слушателей к "спокойствию и патриотизму" и объявил о возобновлении переговоров с буддистами. Фото трагедии были опубликованы в ведущих мировых СМИ. Проблема буддизма во Вьетнаме оказалась в центре мирового общественного мнения, а в самом Вьетнаме акция Тхит Куанг Дыка стала поворотным пунктом для вьетнамского режима, который через несколько месяцев был свергнут, а президент Вьетнама Нго Динь Зьем убит.
16 января 1969 студент философского факультета Ян Палах совершил самосожжение на Вацлавской площади в Праге в знак протеста против оккупации Чехословакии войсками Советского Союза и других стран Варшавского договора. В отличие от вьетнамского режима Нго Динь Зьема, который поддерживали США возглавляемые к тому же Джоном Кеннеди, разгром Пражской весны и возврат Чехословакии в "мировую систему социализма" осуществлял СССР, руководство которого не обращало внимания на такие пустяки как самосожжение какого-то студента. Оккупация Чехословакии продолжалась после этого еще два десятилетия. Но память о Яне Палахе не стерлась. В январе 1989 года в Праге прошла серия гражданских протестов по случаю 20-летия самосожжения Палаха. Манифестация 15 января была разогнана властями, её участники, в том числе будущий президент Чехии Вацлав Гавел, арестованы. Ян Палах стал символом чехословацкого протеста, его именем названа одна из центральных площадей в Праге, улица в Варне и набережная в Карловых Варах.
17 декабря 2010 года тунисский торговец фруктами Мохаммед Буазизи в знак протеста против произвола полиции и чиновников облил себя горючим на площади перед мэрией и поджёг. После этого по всей стране усилились протесты. Пока Мохаммед Буазизи был еще жив президент Туниса Зин эль-Абидин Бен Али посетил его в больнице. Но тунисскую революцию, толчком к которой стал акт самосожжения торговца фруктами, остановить не удалось. Через 10 дней после смерти Мохаммеда Буазизи в Тунисе сменился президент, а еще через месяц молодой торговец фруктами был посмертно назван героем революции, и его именем была названа центральная площадь столицы Туниса.
После самосожжения 2.10.2020 нижегородской журналистки Ирины Славиной в России по большому счету не произошло ничего. В Нижнем несколько десятков человек вышли на улицу. Некоторые правозащитники, политики и публицисты сделали заявления и написали статьи. Кремль в лице Пескова комментировать отказался. Представить себе Путина, который захотел бы приехать в Нижний и попросить прощения у дочери Славиной я не могу – воображения не хватает. Следственный комитет сообщил, что между обысками и самоубийством журналистки нет никакой связи, а также рассказал о необходимости провести посмертную психолого-психиатрическую экспертизу Славиной. Нет никаких сомнений в том, что специально обученные "эксперты" признают журналистку безумной.
Глава СПЧ Валерий Фадеев объяснил, что "было бы безответственно реагировать на такие события в пожарном режиме".
Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова решила высказать свое отношение и написала в Instagram: "В любом случае уход из жизни - это уход от борьбы за свои права.Трудно понять человека, которыи? отдал Богом данную жизнь из-за обиды на государство. Ни одна обида не стоит такой цены".
Ключевые слова – "трудно понять". Насчет "ухода от борьбы за свои права" в адрес Ирины Славиной, которая годами стойко выдерживала бесконечную травлю чиновников и силовиков, отстаивая свое право говорить правду, это от главного государственного правозащитника звучит как издевательство.
Как всегда отличилась "оригинальностью" мысли Юлия Латынина. "Когда человек совершает самоубийство по поводу обыска — это безумие, потому что он делал то, что хотят от него палачи. Вы что думаете, что вы разжалобите палачей самовыпилившись? Что сейчас люди из Следственного комитета заливаются горькими слезами и думают: "Ах, вот если бы мы не обыскали Ирину, она была бы жива"? Да, наоборот, они радуются. Да, они ломают жизнь вам и делают невыносимой. Для чего? Вот ровно, чтобы вы закончились. Что тогда делать за палачей работу?".
Айдеру Муждабаеву удалось обнаружить виновника гибели нижегородской журналистки. Цитирую: "В самосожжении Ирины Славиной я обвиняю не только Россию, Путина с его рейхом, но и т.н. "великую русскую литературу". Этот её слёзный культ палача и жертвы, маленького человека, Раскольникова, Карениной и прочих Муму. Она — в базе этого рейха, на подкорке у его населения, даже у самых лучших, отчаянных и отважных… Я уверен, что у Ирины дома полки забиты этой макулатурой. Её бы стоило сжечь, а не себя. Выжечь из себя калёным железом. Забыть как страшный сон, от а до я, всю, к черту". Конец цитаты. Для доказательства этой версии Муждабаеву следовало бы найти книги Достоевского, Толстого и Тургенева на полках буддийского монаха Тхить Куанг Дыка, а также проверить список чтения у торговца фруктами из Туниса Мохаммеда Буазизи и пражского студента Яна Палаха. С последним Айдеру, возможно, повезет, а вот насчет первых двух сильно сомневаюсь.
Трагедия Ирины Славиной не стала для России триггерным событием, от которого вспыхнул бы пожар общественного протеста. "Дрова" оказались слишком сырыми. Но люди, которые решаются на такой страшный и мучительный способ протеста – Ян Палах был жив после самосожжения еще три дня, а Мохаммед Буазизи жил и страдал от невыносимой боли целых три недели – не склонны к рассудочному высчитыванию политтехнологических последствий своих акций, поскольку они по понятным причинам не собираются строить политическую карьеру как, впрочем и любую другую.
Ирина Славина написала в своей предсмертной записке: "Прошу винить в моей смерти Российскую Федерацию". Вина не только на государстве, но и на населении, на всех нас. Степень вины различна.
Есть те, кто должен отвечать по статье УК "Доведение до самоубийства".
Есть равнодушные. Абсолютное большинство.
Есть те, кто не просто сочувствуют Ирине Славиной, но и понимают мотивы ее страшного выбора. Эти люди сегодня мучаются от собственного бессилия. Автор этих строк в их числе.
А есть те, кто позволяют себе снисходительно осуждать и смотреть с высоты собственной "разумности" на журналистку, которая подняла планку борьбы за свободу слова, за свои права на высоту, недоступную фадеевым, москальковым, латыниным и муждабаевым.
С точки зрения дождевого червя человек ведет себя крайне неразумно. Вместо того, чтобы пропускать сквозь себя землю и получать удовольствие от жизни, эти странные двуногие существа вечно выдумывают себе какие-то проблемы, страдают от неразделенной любви, мучаются от нехватки каких-то пустяков типа свободы и справедливости, а порой даже – вот ведь умора – жертвуют ради этих пустяков жизнью.
Призывать других людей последовать примеру Ирины Славиной – глупо, бессмысленно и преступно.
Лениво, через губу навешивать на нее ярлык "безумия" или высчитывать некую сиюминутную "полезную отдачу" от ее поступка – признак морального идиотизма…
! Орфография и стилистика автора сохранены