Политическая жизнь сложна по сути и запутанна для постороннего понимания настолько, что зачастую даже некоторые профессионально подготовленные наблюдатели приходят к заключению, что в этом хитросплетении невозможно разобраться (закон перманентной недостаточности существенной информации). А разбираться нужно непременно, чтобы не совершать принципиальных политических ошибок и не усложнять политическую ситуацию еще больше.
В формировании политической реальности важны прежде всего действия, но слово тоже в определенных ситуациях может быть приравнено к действию. Так, слово за слово, и вот уже проверенный десятилетиями борьбы влиятельный антипутинец превращается чуть ли не в его пособника. Причем многие из ныне грызущих Шендеровича еще совсем недавно не смогли бы внятно ответить на сакраментальный вопрос: "Вы на кого работаете?" Этот вопрос стал особенно популярен в 1937-м, и тогда правильный ответ означал жизнь или смерть. Но и сейчас он актуален и значит немало. Может, Шендерович и брякнул что-то слишком резко — следить нужно за словами. Такие времена, и нервы на пределе. Но разводить травлю и грызню между своими — кому это выгодно?
Или вот пример иного рода. Некоторые беспредельно проукраински патриотические официальные и неофициальные лица используют любой удобный случай, чтобы отсечь от формирующейся широкой антипутинской коалиции (от Бармалея до Белоснежки) бывших подданных рашистской империи, пытающихся присоединиться к борьбе с общим врагом. В то время как "неофиты" собирают деньги для поддержки Украины, выступают на антивоенных митингах и т.д., им активно мешают под предлогом "хороших русских не бывает". А нехорошие украинцы бывают? Которые передают российской армии координаты ВСУ.
Возникает вопрос: зачем эти ультрапатриоты, многие из которых еще недавно сами находились в "интересных" отношениях с российской властью, с Януковичем, Медведчуком и их бригадами, нарушают один из важнейших политических принципов (делай все как можно лучше, используй все доступные средства для усиления себя и ослабления противника)? Да, "у старых грехов длинные тени" и о бдительности забывать нельзя, но логика успешной политической борьбы требует объединения по принципиальным вопросам и организации совместных действий, а не провоцирования междоусобиц. Так на кого же они работают?
Безусловно, в политике зачастую нелегко понять, что на пользу, а что во вред. Вот, например, во что выльется весь тот кровавый сабантуй и прощальный фуршет Пригожина и его головорезов? Нужно сказать, что "Вагнер" получил такую прессу, что и сам Вагнер позавидовал бы (при жизни этого корифея германского романтизма многие не признавали и считали его оперы слишком долгими и нудными, кроме "Полёта Валькирий" и вспомнить нечего, хоть некоторым мрачным романтикам, таким как Людвиг и Адольф, он очень нравился, впрочем, это дело вкуса). В связи с этим возникает неясность, как это все политически аукнется.
Правила официальной системы требовали наказать непослушного по закону, т.е. арест, следствие, суд. Понятия криминальной стаи, а Пригожин был из этого сектора путинской системы власти, предусматривали экспроприацию нажитого и показательную казнь, что и было сделано (такие кровавые шоу любил угандийский диктатор Амин — такой затейник и гурман был, не приведи господи). Учитывая большое количество интересантов и запутанность разнообразных взаимосвязей вокруг этого политического события, можно предположить, что более точная картина последствий этого эпизода Великой Войны (какой-то по счету) будет вырисовываться по мере развития ситуации.
Но уже сейчас можно подытожить некоторые очевидные последствия. "Вагнер", по крайней мере на некоторое время, превратился из заурядного инструмента криминального политического бизнеса в самостоятельный фактор, влияющий на политическую ситуацию в стране. Кроме того, произошла дальнейшая криминализация всей общественной системы РФ, хотя формально и победило государство. Высока вероятность того, что был дан дополнительный импульс развитию разнообразных скрытых деструктивных процессов в рашистской системе.
Отдельно следует сказать о возможных прямых последствиях инцидента. Пригожин безусловно знал многое о Путине, и кое-что из всего того может быть особенно болезненно для узурпатора: информация о финансовых заначках и экономических лазейках, о вмешательстве во внутренние дела ведущих держав, о пятой колонне и "консервах". Появление такой взрывоопасной информации может серьезно повлиять на международный политический расклад.
Владение такой актуальной информацией очень важно для формирования более полного представления о политической ситуации во всех существенных подробностях, что повышает вероятность моделирования эффективных действий и дает возможность политику-профессионалу осуществить то, что считается невозможным. В политике вообще границы возможностей весьма туманны. При этом неправы те, кто утверждают, что получается всегда наиболее вероятный вариант. История полна примеров, когда после продолжительной, дозированной и целеустремленной политической работы выходило нечто непредвиденное в положительном или отрицательном аспектах.
Тут все дело в наличии у политического менеджера организационных способностей, выдержки, настойчивости и понимания главных психологических приманок, действующих на данный момент.
Другое дело, что в долгосрочной перспективе проявляется доминирующая политическая тенденция. Самый свежий пример — это то, что сделал с Россией Путин. Уважаемые эксперты, рашистский тоталитарный империализм — это и был самый вероятный вариант развития российского общества? Еще двадцать лет тому назад мало кто мог предположить, что это кургузое существо заберет себе такую власть, сломает разными способами многих и заведет всех аж так далеко (примерно так же получалось с Гитлером и Сталиным).
Отсюда следует, что Политологию (Political Sciences) следует воспринимать именно как науку и меньше обращать внимание на шоу-экспертов, ибо правильное понимание происходящего — это тоже оружие, и оно позволяет принимать политически эффективные решения, облегчающие кровавые муки Украины и консолидирующие усилия цивилизованного человечества по ликвидации "гнойника" политического варварства. Тем более что время качественных политических трансформаций в регионе приближается и нужно быть готовыми их вовремя осмыслить и организовать правильно.