Статья Чубайса об ошибках допущенных при проведении реформ в 1990-е может вызвать только горькую иронию: "Даже до него дошло!" Сразу вспомнилось лето 1992-го, когда мы, совсем молодые аспиранты, после горячей дискуссии в университетской аудитории шли по парку обсуждая интервью Гайдара. Особенно взбесила всех фраза: "Экономические законы действуют везде одинаково". Абсурдная по сути, она была произнесена с такой самоуверенностью и безапелляционностью, что раздражало еще больше.
Эмоции хлестали через край и один из спорщиков не обращая внимания на окружающих дал волю своим чувствам: "Невежда, дилетант, пусть идет в детский сад и там ему объяснят, что экономические законы нигде не действуют (проявляют себя) одинаково, особенно в такой стране как Россия, где нет традиций капиталистического развития да и региональные особенности нужно учитывать!"
Характерно, что в толпе собравшейся послушать импровизированную лекцию не нашлось ни одного человека, кто возразил бы такой оценке деятельности "команды молодых реформаторов". Их некомпетентность была очевидна. Но обосновавшись под крылом иногда трезвого президента, "гайдаровцы" продолжали куролесить, т.е., реформировать, что, как им казалось, было, в общем-то, несложно – нужно отпустить цены и побыстрее раздать госимущество кому-нибудь.
Результатом таких действий явились экономический коллапс, обострение социальных противоречий и политическая нестабильность. Это как раз то, что нужно для прихода диктатора. Кстати, уместно будет добавить, что те же молодые историки и политологи еще с конца 1980-х упражнялись в интеллектуальной игре: "Найди диктатора". Да, все это уже тогда носилось в воздухе. Но события приняли наихудший оборот, т.к., на беду России диктатор оказался еще и "камикадзе".
Но указанная статья подстегнула не только воспоминания о некомпетентности давно сошедших с политической сцены деятелей, но и размышления об ответственности политика взявшегося за решение принципиально важных для общества проблем. Тебе поверили, за тобой пошли – так будь добр, работай как следует, а если не получается (практическая политика переходного периода особенно сложна), то постарайся хотя бы разобраться в чем дело и не упорствуй в своих ошибках.
Параллельно, но по-своему, проходили реформы и в Украине, причем со странными мазохистскими вихляниями. После первого Майдана и провозглашения независимости в стране был объявлен курс на построение цивилизованного общества западного образца, что вполне соответствовало общей тенденции мирового развития. При этом началось быстрое и довольно умелое, совсем не беспорядочное, создание авторитарного кланово-олигархического режима. Ответственным за этот исторический зигзаг является Леонид Кучма. Судя по некоторым данным, он действительно думал, что так "у всьому свiтi робиться". Такой реверанс в прошлое дорого стоил украинскому народу. Оказались разрушены промышленность, сельское хозяйство, наука, образование. Особенно тяжело "каток" прошелся по всему, что было связано с оборонным комплексом, который на начало 1990-х был одним из самых мощных в мире. Кроме того, Украина понесла тяжелые людские потери. Такую политику открыто называли вредительством уже в середине 1990-х.
В те годы в стране сформировались архаичные по сути и очень вредные по последствиям социальные отношения, утвердилась разветвленная система коррупции. Понадобилось два новых Майдана, чтобы процесс демонтажа этой смертельно опасной для страны системы пошел. И он еще далек от завершения. Можно много говорить об ответственности Кучмы за содеянное, но в политике часто нет однозначности в таких вопросах. Давая политические оценки "Данилычу" следует учесть и то, что он не пошел на третий срок, а это дорогого стоило в тот критически важный момент истории страны – так непросто складывался нелегкий путь Украины к свободе.
С тех пор много воды утекло, но вновь, как и в 1990-е, Россия решает принципиальную проблему выбора пути, правда уже в иных условиях и другими методами.
Но не стоит забывать и всех тех, кто тогда стелил дорожку для узурпатора-душегуба – не будет им земля пухом! А если "независимый исследователь" (и другие причастные) хочет искупить грехи свои тяжкие, то он должен не статейки печатать, а работать не покладая рук. Тогда ему может и зачтется.