Читатели, конечно же, знают о поездке госсекретаря Энтони Блинкена в Пекин. Самое главное: Cи Цзиньпин принял Блинкена и о многом с ним договорился. Вот это чудесно! Лучшего и желать нельзя!
"Оружия России Китай не предоставит ни под каким соусом!" — Си публично дал такое обещание Блинкену. Для меня, пожалуй, здесь нет ничего нового. Мне это было понятно уже в конце марта, когда стали известны все детали поездки Си в Москву. Но, конечно, на широкую публику это произвело большое впечатление.
По мнению экспертов, отношения двух великих стран к июню 2023 года находились на самой нижней точке с момента установления дипломатических отношений в начале января 1979 года. Кстати, Великая Реформа (Вэйда Гайгэ) формально началась именно в тот момент.
И это несмотря на то, что взаимная торговля Америки и Китая велика как никогда и приближается (если учесть торговлю через Гонконг) к одному триллиону долларов в год! Но в данном случае экономика, торговля и финансы — отдельно, а политика, особенно военная сфера, — отдельно. Появилась острая необходимость существенно улучшить политические и военные отношения США и Китая. Видимо, это стало понятно обеим сторонам. Но это не очень просто, и потребуется проделать в короткий срок большую работу.
Два фактора разделяют США (и Запад) и Китай. Точнее, эти факторы вызывают в Штатах — и у элиты, и у широких слоев населения — страх и неприязнь.
Во-первых, государственные структуры Китая и США резко отличаются. Ниже расскажу подробнее.
Во-вторых, Китай очень существенно вырос количественно и качественно. Этого сегодня коснусь лишь слегка.
Коротко и без предисловий: сейчас государственные структуры и "квазигосударственные структуры" Китая разделены на три большие группы.
Первая группа — это Группа Функционеров. В нее входят (без мелких деталей):
— Партийные (КПК) и государственные структуры всех уровней.
— Армия (Народно-Освободительная Армия Китая — НОАК); от Центрального Военного Совета (ЦВС) и Генштаба до полков, боевых кораблей, эскадрилий и ракетных частей.
— Министерство Внутренних Дел (Гун ань цзюй).
— Министерство Госбезопасности (Го ань цзюй).
— Министерство юстиции, прокуратуры и суды всех уровней.
Это миллионы и миллионы функционеров, вертикально починенных Госсовету и ЦК КПК. В конечном счете Си Цзиньпин, в качестве генсека КПК, председателя (президента) Китая и председателя ЦВС, жестко (действительно жестко) контролирует всех этих функционеров. Является ли Си Цзиньпин диктатором? Конечно, является. Является ли Си Цзиньпин тираном? Нет, не является. Хотя бы потому, что Китай (в отличие от бывшего Советского Союза и самого Китая до начала Великой Реформы) не является Страной Функционеров.
Да, конечно, в Китае (как и в любой современной стране, включая США) власть функционеров велика, но совсем не абсолютна. Очевидно, функционеры даже не обладают половиной всей власти в Китае.
Вторая группа — финансовая группа. Формально Госсовет (правительство) и Политбюро ЦК КПК контролируют и ее, но только формально. Руководители этой группы слушают указания сверху, но далеко не всегда слушаются их. В эту группу входят:
— Министерство Финансов (Цай у бу).
— Народный Банк Китая (Чжунго жэньминь иньхан). Он выполняет функции Центрального Банка.
— Более десятка важнейших банков, каждый с активами (рассчитанными по западным правилам) свыше одного триллиона долларов в пересчете по текущему курсу. Каждый из них действует по всему Китаю и имеет зарубежные отделения.
— Больше сотни "средних" банков, с активами в несколько сот миллиардов долларов каждый (не меньше 50 банков Китая превосходят по размеру активов Сбербанк РФ).
— Мелкие банки и кредитные кооперативы.
Приведу всего несколько цифр. Важнейший финансовый показатель М2 (наличные и безналичные деньги "в широким смысле") Китая на конец мая 2023 года составил и даже чуточку превысил 40 триллионов долларов (именно так!), из расчета 7 юаней за один доллар. Это было примерно в 100 раз больше, чем показатель М2 России, и в 40 раз больше М2 Бразилии. Общий объем активов финансовой системы Китая (включая банки, страховые фирмы и security companies, специализирующиеся на торговле ценными бумагами) к маю 2023 года существенно превысил 50 триллионов долларов.
В целом, "вторая группа" — сверхмощная финансовая система, "на равных" взаимодействующая с финансовыми системами Запада. Советский Союз не располагал даже 3% такого финансового потенциала.
Третья группа — это наука, высокие технологии, образование; если коротко, это "интеллектуалы". Сюда входят (без деталей):
— Академия Наук Китая (Чжунго кэсюэ юань). Очень важная структура в нынешнем Китае!
— Академия Инженерных Наук Китая (Чжунго гунчэн кэсюэ юань), также очень важная.
— Министерство промышленности и информационных технологий (по-английски Ministry of Industry and Information Technologies, MIIT). MIIT с подчиненной ему Компьютерной Академией (сокращенное название CAIGT) отвечает за ускоренную модернизацию всех средних и крупных промышленных (и не только промышленных) предприятий Китая путем внедрения роботов, ИИ и всех прочих новейших достижений электроники, информатики и смежных технологий.
— Министерство Науки Китая (Чжунго кэсюэ бу).
— Министерство образования Китая (Чжунго цзяоюй бу), со всеми университетами, колледжами и средними школами Китая.
— Ведущие научно-технические фирмы Китая, включая Huawei, Alibaba Group (президент Дэниэл Чжан), Tencent (президент Пони Ма), Baidu (президент Робин Ли) и десятки других, каждая с годовым доходом во многие миллиарды долларов. Эти компании близки по масштабам деятельности и уровню технологии к американским Microsoft, Apple, Alphabet... А вне Америки у этих китайских фирм конкурентов нет.
Все эти государственные и частные структуры действуют "единым фронтом", очень гибко согласовывают свою активность, работают предельно эффективно. Естественный вопрос — есть ли у них единое руководство? Очевидно, да. Его можно условно назвать "Высший Совет Интеллектуалов".
Си Цзиньпин, при всей своей власти, может воздействовать на эти структуры лишь косвенно и очень осторожно. Именно эти структуры двигают Китай вперед. "Функционеры" и "финансисты" создают для интеллектуалов оптимальные условия.
Все три "группы структур" (за вычетом НОАК, которые Си Цзиньпин надежно контролирует) никакой опасности для США и Запада не несут. Я считаю, страх Запада, особенно Штатов, перед Китаем иррационален.
Можно заявить (в порядке дешевой демагогии): да ведь в Китае нет демократии! Есть в Китае элементы демократии. Это опросы общественного мнения, они идут непрерывно на всех уровнях, от уезда (городского района) до страны в целом. В результате власти снимают с постов функционеров и меняют политику. История с отменой ковидных ограничений в декабре 2022 года говорит о многом.
Самое главное: Китай и Америка (весь Запад) сейчас должны договориться о ликвидации путинского режима, да и самой РФ. Трудно, но возможно. И это остро необходимо.