После оглашения результата президентских выборов Бразилия прожила три напряженных дня. Процесс перехода власти от проигравшего президента Жаира Болсонару к победившему левому кандидату Луле да Силва принял крайне драматические формы. Пожалуй, за последние годы в странах электоральной демократии это может сравниться лишь с ситуацией в США после поражения Трампа в 2020 г.
Правый радикал Болсонару в течение 44 часов хранил молчание. В это время десятки лидеров других стран, опасавшихся сползания Бразилии в автократию, поздравили Лулу с победой, а президент США Байден даже поговорил с ним по телефону. Видные союзники Болсонару, включая спикера Палаты депутатов, призвали его к уважению народного волеизъявления. В целом в руководстве основных государственных институтов не нашлось никого, кто бы подверг сомнению объявленные результаты голосования.
Мнением иностранных лидеров крайне правый популист Болсонару всегда пренебрегал. Но вот расклад в национальной политической элите он игнорировать не мог. При ином раскладе от действующего президента можно было ожидать заявлений о подтасовке выборов, тем более что ранее он неоднократно говорил о ненадежности бразильской системы голосования. Но отсутствие политической поддержки в верхах, похоже, удержало его от крайностей.
Так или иначе, когда во вторник к вечеру Болсонару наконец выступил с коротким заявлением, он не стал впрямую оспаривать результат выборов, но и поражения не признал. Вместо этого он сделал акцент на развернувшихся в стране протестах своих сторонников, назвав их плодом "негодования и чувства несправедливости, вызванного тем, как проходил электоральный процесс". При этом он не призвал протестующих вернуться домой, возможно, надеясь, что расширение уличной активности переломит ситуацию.
Затем последовали дальнейшие противоречивые сообщения. Начальник аппарата президента объявил, что Болсонару уполномочил его начать процесс перехода власти с представителями Лулы. Верховный суд в своем заявлении отметил, что, дав согласие на переходный процесс, президент признал результаты выборов.
Но параллельно с не очень внятными телодвижениями в верхах по всей стране продолжались протестные выступления горячих поклонников Болсонару, разделяющих его агрессивно-консервативные ценности. С понедельника начались и ширились акции водителей грузовиков, которые заблокировали сотни шоссейных дорог во многих штатах. Стали возникать перебои с поставками топлива на заправки и продуктов в супермаркеты, с завозом зерна в морские порты. Были перекрыты подъезды к крупнейшему международному аэропорту Сан-Паулу.
Во вторник Верховный суд приказал федеральной дорожной полиции силой расчистить блокады дорог. В среду вечером полиция сообщила, что ликвидированы 732 блокады, но перекрытия остаются на 126 трассах в 14 штатах из 26. А днем тысячи наиболее радикальных сторонников Болсонару собрались у армейских казарм в столице страны и других крупных городах. Они призывали военных выйти на улицы и "отстоять свободу", сохранив Болсонару у власти и распустив Конгресс и Верховный суд.
Однако армия не ответила на эти призывы. Хотя у Болсонару, бывшего десантного капитана, были тесные отношения с генералами, в целом руководство Вооруженных сил избегало вмешательства в политику. Тяжелый опыт военной диктатуры 1964-1985 гг. оставил слишком глубокий шрам в истории страны.
В среду генерал Отавиу Баррос, бывший пресс-секретарь Болсонару, выступил с критикой "безответственных групп, которые все еще пытаются дестабилизировать ослабленную ткань общества провокациями и дезинформацией". В тот же день Болсонару на видео, опубликованном в Твиттере, в первый раз попросил своих сторонников разблокировать дороги. В четверг протесты стали выдыхаться, а в столице официально начались консультации между командой Лулы и администрацией Болсонару, призванные обеспечить управляемость на переходный период до 1 января 2023 г. Демократические институты Бразилии, при всех своих изъянах уважающие принцип разделения властей, устояли.
! Орфография и стилистика автора сохранены