Британия – все-таки не совсем европейская страна. Пока Европа в среду внимательно следила за переговорами НАТО с Россией, на острове за Ла-Маншем все были поглощены разборками вокруг вечеринки в саду резиденции премьер-министра, проведенной в мае 2020 года во время строгого общенационального локдауна. Впервые об этой вечеринке сообщил 7 января бывший главный советник премьера Доминик Каммингс.
В понедельник телеканал ITV опубликовал слитое электронное приглашение от секретаря премьера на вечеринку 20 мая в саду Даунинг-стрит, 10. Приглашение было разослано примерно 40 сотрудникам аппарата главы правительства, причем в нем содержалась рекомендация "приносить спиртное с собой". Особую остроту этой новости придало то, что именно 20 мая правительство провело пресс-конференцию, чтобы напомнить британцам о запрете на групповые встречи внутри и вне помещений. Во вторник британские СМИ сообщили, что Борис Джонсон и его жена присутствовали на вечеринке. Два срочных опроса, проведенные в этот день, показали, что намного больше половины жителей страны считают необходимой отставку премьера. Еще один опрос продемонстрировал, что рейтинг оппозиционных лейбористов на 10 п.п. превышает рейтинг тори – впервые за десятилетие.
Борис Джонсон известен тем, что крайне не любит оправдываться за что-либо. В частности, он уклонялся от комментариев на предыдущие утверждения о проведении ряда нарушающих локдаун вечеринок в правительственных зданиях на Рождество 2020 года. В среду на заседании Палаты общин со стороны премьера впервые прозвучали извинения, но в очень своеобразной форме. Начал он вроде бы с раскаяния. "Я хочу извиниться, – сказал Джонсон. – Я знаю о гневе, который миллионы людей испытывают ко мне и к правительству, когда они считают, что на Даунинг-стрит люди, которые устанавливают правила, сами не выполняют их. Я знаю, что были вещи, которые мы просто не делали правильно. И я должен принять ответственность".
Но затем Джонсон, по сути, перечеркнул сказанное ранее. Он отметил, что Даунинг-стрит, 10 – это большое учреждение с примыкающим к офису садом, который постоянно использовался в период пандемии, поскольку свежий воздух препятствует вирусу. "И когда я пошел в сад после 6 вечера 20 мая чтобы поблагодарить сотрудников за работу, а через 25 минут вернулся в офис, я считал, что это было рабочее мероприятие. Оглядываясь назад, я должен был вернуть всех в здание. Я должен был найти другой способ поблагодарить их", – поведал Джонсон.
Столь неправдоподобные объяснения, конечно, никого в Палате общин не убедили. Представители оппозиционных партий обвинили Джонсона в нарушении закона, во лжи и унижении собственной должности. По словам лидера лейбористов Кира Стармера, утверждение Джонсона о неосознании своего участия в вечеринке настолько смехотворно, что является оскорбительным для британского общества. "Вечеринка окончена, премьер-министр", – добавил Стармер и призвал Джонсона уйти в отставку.
Джонсон, имеющий огромное большинство в парламенте, может отмахнуться от обвинений оппозиции, но гораздо опаснее для него нарастающее недовольство его лидерством среди депутатов-тори. Руководитель шотландских консерваторов Дуглас Росс открыто заявил, что позиция Джонсона больше не является состоятельной и что он не может оставаться лидером партии. Росс сообщил, что он направил письмо в Комитет 1922 (орган рядовых депутатов-тори, занимающийся инициированием переизбрания лидера) с требованием проведения голосования по вотуму недоверия Джонсону. К этому демаршу присоединились еще несколько известных консерваторов. Для того, чтобы Комитет 1922 объявил об организации вотума, необходимы 54 письма с таким требованием. Судя по всему, до этого еще далеко. Но, как отметила политический редактор BBC Лора Кунсберг, в Палате общин сейчас ведется много разговоров о способе и времени ухода Джонсона, но не о том, может ли он выжить.
! Орфография и стилистика автора сохранены