Утром 11 мая в казанской школе №175 случилась трагедия. Бывший ученик школы, 19-летний Ильназ Галявиев, зашел в здание с гладкоствольным оружием, сотнями патронов, самодельным взрывным устройством и устроил стрельбу. Погибли девять человек, в том числе семеро восьмиклассников. Более 20 человек пострадали. Восемь из 18 госпитализированных детей получили огнестрельные ранения. Двое находятся в крайне тяжелом состоянии.
За час до нападения Галявиев заходил в школу свериться с расписанием. Затем он дошел до дома, экипировался и, сделав фотографию в маске, опубликовал пост в Telegram-канале с заявлением, что устроит массовое убийство.
Оружие было на него оформлено официально. Психиатр, у которой он проходил психиатрическое обследование, рассказала, что не выявила у него отклонений.
После этой трагедии возникает много вопросов. Почему в школе не было охраны (несколько СМИ писали, что у учреждения не было денег и оно неоднократно обращалось с этой проблемой в администрацию). Почему никто не обратился в полицию, ведь Галявиев шел в школу по улице с ружьем наперевес. Почему не было в школе и колледже, где он учился, психолога, который бы выявил проблему.
Причина случившегося — это большое количество факторов. Невозможно отмотать время назад и всё исправить, но можно проанализировать факторы, которые повлияли на ситуацию, и снизить число подобных случаев в будущем.
Уже в день трагедии власти предложили сразу несколько изменений.
Первым, как и положено, отреагировал Владимир Путин. Он поручил ужесточить правила владения оружием. Инициатива важная. Однако о подобном он заявлял и после массового расстрела в Керченском политехническом колледже, в ходе которого погиб 21 человек. Однако никаких изменений в продаже оружия не последовало.
Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова предложила повысить возраст, начиная с которого можно владеть оружием, до 21 года. Исключение она предложила делать только для отслуживших в армии. На этом все разумные инициативы закончились.
Затем последовали возгласы властей об "ужасном интернете", где царит анонимность и беспредел. Спикер Госдумы Вячеслав Володин одобрил уход от анонимности в интернете. По его мнению, это позволит "в разы снизить объем контента, пропагандирующего насилие, героизирующего экстремизм".
В Сети люди возмущались, почему администрация Telegram не обратилась в правоохранительные органы после того, как стрелок опубликовал пост. С комментарием выступил Павел Дуров. Он рассказал, что стрелявший Казани опубликовал свой пост за 20 минут до случившегося, в Telegram-канале, где был только один подписчик — он сам.
"За 15 минут до теракта стрелок сделал канал публичным, вероятно, намереваясь оставить его как предсмертную записку. Модераторы Telegram действовали быстро: в течение часа после получения первых жалоб они заблокировали канал за призывы к насилию. Однако жалобы и подписчики появились в канале лишь после того, как убийца был задержан полицией", — написал Дуров.
К тому же не все шутеры или террористы отчитываются о своих намерениях в Сети.
При этом правоохранителей больше волнуют те, кто ходит на митинги. Например, накануне митинга в поддержку Алексея Навального 23 января полицейские пришли к активистам с предупреждениями. Перед митингом 21 апреля ситуация повторилась. На этот раз силовики наведались и к журналистам.
В Сети часто поступают угрозы фем- и ЛГБТК-активистам. Угрозы не ограничиваются обзывательствами, иногда доходит до публикации личного адреса и призывов к расправе. Все обращения в полицию проходят мимо. Группы и аккаунты людей, от которых поступают угрозы, продолжают свою деятельность. Однако если кто-то не согласен с нынешней властью, то реакция следует немедленно. Недавно суд приговорил к двум с половиной годам колонии бывшего руководителя местного штаба Навального Андрея Боровикова за публикацию в соцсети клипа Rammstein — следствие и суд расценили это как распространение порнографии. Два с половиной года за публикацию клипа известной группы.
Власти завели еще одну абсурдную риторику — во всем виноваты игры. В Совете Федерации предложили усилить контроль над компьютерными играми, поскольку "содержащаяся в них героизация насилия может приводить к трагедиям". Вот только исследователи не раз заявляли, что компьютерные игры канализируют агрессию, то есть нейтрализуют разрушительные импульсы путем направления их в социально приемлемое русло.
Еще одним громким заявлением властей стало предложение об отмене моратория на смертную казнью. Но смертная казнь не является сдерживающим фактором. Любой человек, совершающий преступление, рассчитывает избежать наказания. Поэтому для него нет разницы, какое следует наказание. Кроме того, существуют судебные ошибки, а учитывая, как работает российская правоохранительная и судебная система, трагедии не избежать.
Наше общество забывает о важной причине таких трагедий — ментальном здоровье. Тот, кто планирует совершить такое преступление, не умеет иными способами выражать свои сильные эмоции. Происходит "эффект сжатой пружины". Также многих мальчиков учат с помощью агрессии решать конфликты: "дать сдачи", "постоять за себя" и т.д. По статистике МВД за 2019 год, 90% подростковых преступлений совершают юноши.
Чтобы предотвратить такие ситуации, нужен целый комплекс решений. Взрослым нужно научиться слушать детей и не считать их проблемы "подростковыми". Помимо того, что школа должна стремиться стать безопасным местом, где учителя будут реагировать на детский буллинг, семья должна выстроить доверительные отношения с ребенком, чтобы он всегда мог высказать свои чувства.
Кроме того, есть корреляция между агрессией в обществе и доверием к государству. Доверие к нынешней власти с каждым днем падает, а политики придумывают новые запреты и ограничения. По словам психолога Сергея Ениколопова, в российском обществе агрессия зашкаливает. Ее причины в пропаганде, большом разрыве между богатыми и бедными, а также несправедливости, устраиваемой государством.