Официально Великая Реформа (Вэйда Гайгэ) в Китае началась в конце ноября 1978 года. Формально ее объявил "3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва". За 42 года и 7 месяцев Реформы Китай изменился фундаментально, причем несколько раз. В значительной степени изменился в результате китайской Реформы и весь наш мир. Это общеизвестно.
Но почти никто вне Китая не знает, что за полгода до формального начала Реформы, в мае 1978 года, 42 года назад, в Китае была издана большим тиражом брошюра, в которой убедительно доказывалась острая необходимость Великой Реформы. Автором ее был скромный преподаватель философии Нанкинского университета. Этот преподаватель не занял в дальнейшем видного места в руководстве Китая. В 2007-м, в последний раз, когда я встретил упоминание этого философа в китайской прессе, он был "всего-навсего" зам. председателя Консультативного Совета Китая по провинции Цзянсу (Нанкин — центр этой очень богатой провинции). Что называется, человек свое дело сделал и теперь вкушал заслуженный покой и достаток.
Но брошюра нанкинского философа стала настоящей отправной точкой Реформы. (Точно так же брошюра аббата Сийеса о Третьем Сословии, изданная в Париже весной 1789 года, стала настоящей отправной точкой Великой Французской Революции.) Основной тезис нанкинской брошюры был прост: "Пошире откройте глаза!" Иначе говоря, "отбросьте иллюзии, руководствуйтесь только реальностью".
К чему я все это написал? К тому, что за последние три месяца (где-то начиная с 20 марта) и особенно за последний месяц (начиная с 25 мая) десять-пятнадцать миллионов американских избирателей поневоле "широко открыли глаза". Уж очень сильно изменилась окружающая их реальность, причем к худшему. И в результате политическая ситуация в Америке сильно изменилась к лучшему: шансы Трампа на переизбрание упали до минимума, хотя еще не до нуля.
Но читатель спросит меня (заранее знаю): может быть, слишком рано делить шкуру... нет, не неубитого медведя, а "рыжей белки"?
Пожалуй, сейчас уже можно. Посмотрим мой любимый "Проект 538". Согласно этому сайту, ежедневно обобщающего данные нескольких главных опросов общественного мнения, превосходство противников Трампа над его сторонниками с 21 по 30 апреля колебалось в пределах 9-10%. В мае "разница" колебалась между 9% в начале месяца и 11% ближе к концу месяца. Да, "антитрамповская разница" потихоньку росла, параллельно с ростом безработицы, снижением уровня потребления и накоплением смертей от коронавируса.
Но при этом доля "твердокаменных трампистов" никогда не падала ниже 42,5%! Но Трамп еще бодрился, дескать, "я еще вывернусь, вы меня еще не знаете с плохой стороны!". И кто его знает, может, и был у него шанс. Но только до 25 мая и последующих "событий" в крупных городах Америки...
А вот в начале июня "разница" прыгнула до 14% и устойчиво держалась на этом уровне до 25 июня, когда она поднялась до 14,5%. А доля "твердокаменных трампистов" упала до 40,6% ("против Трампа" было 55,1% избирателей). Вот это чудо так чудо!
Кое-кто из моих друзей в Миннеаполисе в начале июня, в момент пика "мятежей", испугался: "Вот теперь "независимые" избиратели шарахнутся к Трампу!" Но американский избиратель оказался умнее. Он "посмотрел широко раскрытыми глазами", неплохо разобрался в причинах и следствиях... и, как мы видим, шарахнулся от Трампа.
Но, может быть, я ошибаюсь, и все-таки остался шанс у Трампа? К счастью, аналитики из мощной структуры Economist Intelligence Unit держатся иного мнения. Вот статья "Model voters" в лондонском The Economist, от 13 июня, сс. 19–22.
Главный вывод статьи приведен уже в ее первой фразе: "Мы запускаем статистический прогноз, который дает Дональду Трампу 20%-ный шанс на переизбрание". Ни больше ни меньше. Остальные 80%, естественно, приходятся на победу Джо Байдена.
Статья с небольшими вариациями повторяет мои же аргументы:
"В результате оправдания Трампа (в феврале 2020 года) после процесса импичмента поддержка Трампа в США дошла до 45%, что, согласно опыту Обамы и Буша-младшего, давало ему хороший шанс на переизбрание. Безработица в США была на низшем уровне за 50 лет! И вдруг пришел коронавирус и унес 100 тысяч жизней и 30 миллионов рабочих мест. Затем, после убийства Джорджа Флойда, волнения охватили американские города, и..."
Статья приводит "избирательную карту" Америки, которая четко показывает, что, во-первых, за Джо Байдена в ноябре 2020 года уверенно проголосуют все те штаты, которые в ноябре 2016 года проголосовали за Хиллари Клинтон (весь Северо-Восток и все Западное побережье) и, во-вторых, Джо Байден получит ряд штатов, ранее голосовавших за Трампа.
В ноябре 2016 года Трампу, в конечном счете, принесли победу три штата, в каждом из которых превосходство Трампа не превышало 25 000 голосов, а вместе чуть больше 60 000 голосов. Это были Пенсильвания (250 000 русскоязычных в одной только Филадельфии!), Мичиган (безработные автопроизводители Большого Детройта) и Висконсин (может быть, тогдашний спикер Конгресса Пол Райан). Выборщиков этих трех штатов хватило, чтобы "перетянуть одеяло" на сторону Трампа.
Так вот, согласно The Economist, в этих трех штатах, скорее всего, победит Байден. Безработица, коронавирус и, на десерт, "мятежи" свое дело сделали.
Даже Флорида, которая в 2016 году голосовала за Трампа с существенным перевесом (не меньше 500 000 русскоязычных, причем прекрасно сорганизованных!), теперь собирается голосовать за Байдена. Да ведь Флорида стала одним из центров коронавирусной инфекции!
Итак, американский избиратель широко раскрыл глаза, осознал окружающее его неблагополучие и захотел Больших Перемен (пока еще не Великой Реформы).
И вот теперь, после очень длинного вступления, следует сказать, пусть и очень осторожно, ЧЕГО большая часть американцев ждет — осознанно или не вполне осознанно — от новой Администрации, которая придет к власти в январе 2021 года. Причем от новой Администрации, поддержанной обновленным Конгрессом. Легче всего было бы выбросить лозунг "Раздавим Трампа — доберемся до Путина!" Это в самом деле так, но это лишь часть проблемы. В целом же проблема сводится к формуле "Восстановление и Развитие".
Конкретнее, новой Администрации совместно с новым Конгрессом предстоит:
— Создать эффективную инфраструктуру для борьбы с коронавирусом и наконец обуздать эпидемию.
— Понизить уровень безработицы хотя бы до 5-6% (сейчас это очень трудная задача).
— Хотя бы частично выправить финансы страны (это еще более тяжелая задача).
— Понизить агрессивность полиции и системы юстиции до приемлемого уровня. Одновременно предстоит существенно понизить уровень межэтнических противоречий; речь идет не только об афроамериканцах, но также и о латинос (им приходится еще хуже афроамериканцев, но они помалкивают, по некоторым причинам) и о некоторых других группах.
— Очень существенно повысить интеллектуальный потенциал страны, путем качественного улучшения образования и использования других инструментов (борьба с Китаем — это в первую очередь борьба интеллектов, и Америка пока ее проигрывает).
— Восстановить единство Западного Мира и использовать восстановленный союз для уничтожения диктаторских режимов, и в первую очередь — путинского.
Для начала хватит.