Сначала ситуация максимально простая для этических оценок. Захватывает, скажем, условный Чикатило ребенка в заложники и заявляет: "Вы же знаете, кто я такой. Хотите получить ребенка целым и невредимым? Выполните все мои условия, ведь человеческая жизнь всего дороже. Или для вас — нет?"
Усложним ситуацию. Про то, что человеческая жизнь всего дороже, условный Чикатило не говорит. Ну не знаю почему. Эстетический вкус, допустим, ему не позволяет столь явно лицемерить.
И про то, что человеческая жизнь всего дороже, говорит не он, но те, кто требуют немедленно выполнить все его условия ради освобождения захваченного ребенка.
А преступник требует денег, оружия и полной амнистии себе за все предыдущие убийства детей.
"И впрямь — что поделаешь, — вздыхают сторонники освобождения ребенка ценой исполнения всех желаний преступника, — убитых детей уже не вернешь, а этого спасти можно, так в чем вообще дело? Или кто-то сомневается, что человеческая жизнь всего дороже?"
Вот и пришла моя очередь ответить на этот вопрос: я ничуть не сомневаюсь в том, что человеческая жизнь дороже всех благ земных. Но только я очень сильно сомневаюсь, что удовлетворение всё более и более возрастающих потребностей убийц, торгующих жизнями людей, способствует спасению человеческой жизни.
"Так что же делать? — спросите вы. — Оставлять несчастных в лапах убийц?"
Мудрость человеческая, а по мнению некоторых и божественная, не оставила нас без ответа, сформулировав критикуемый многими принцип: "Око за око, зуб за зуб".
Фи, что за жестокости!
Серьезно?
Человечнее позволять убийце делать всё, что он хочет, выполняя любые его желания в обмен на временно выпущенную им из своих лап жертву? И прославлять свой гуманизм, ничуть не сомневаясь в том, что в ближайшее время этим же преступником будут убиты десятки других людей? А когда его снова припрут к стенке, он захватит очередного заложника, отлично зная, что тут же найдутся сторонники плана выполнить любые его требования под лозунгом "Нет ничего дороже человеческой жизни".
Так вот и возникает призрак Холокоста.
Например, захватило в бандитском стиле Государство Российское, далекое ныне от исповедования идеалов правового государства, израильскую заложницу с целью обменять ее на исполнителя своих преступных приказов — и понеслась!
И говорят, и говорят сердобольные и благонамеренные люди: "Пускай народ Израиля и государство Израиль прогнутся как угодно, пускай коллективно сапоги Путину вплоть до его задницы вылижут, лишь бы это помогло освободить девочку".
Ну давайте еще и выкуп Путину заплатим.
Платили же в Средние века еврейские общины выкупы, равные ВВП целых государств, за то, чтобы ни в чем не повинных евреев не казнили массово или по одному.
От Холокоста уберегло? Нет, я спрашиваю — уберегло или нет?
А если не уберегло, то за девочку не выкуп платить надо, а ответить столь же неправовым способом. Скажем, можно отобрать для начала парочку русских монастырей, находящихся на Земле Израиля. Монахов ни в коем случае не обижать, а по их просьбам отправить кого к коллегам в Москву, а кого в пустыню, где они будут продолжать свою профессиональную деятельность. А конфискованные монастыри найдется кому передать.
Или освобождайте заложницу.
А если плевать они хотели на монастыри, так ведь можно подыскать то, на что им не наплевать.
Думаю, что специалисты найдутся.
Главное, соблюсти принцип "око за око, зуб за зуб".
И лучшего способа защищать и спасать людей вы не придумаете.
Будете платить выкупы рэкетирам и щеки им другие подставлять, гарантированно получите очередной Холокост.
И это касается не только евреев.
Дело тут не в жестокости и мягкотелости.
Речь даже не о проблеме насильственного сопротивления злу или непротивления злу насилием.
Речь в данном случае о совести. Понимаете, какое дело: если совесть уж очень договороспособна, то это уже не совсем совесть. Если действительно хотим спасать себя и людей, то искать нужно не то, как с насильником договориться, чтобы откупиться от него, а то, как ему на хвост наступить.