Рональд Рейган применил к СССР метафору, назвав ее Империей зла. Эта удачная метафора во многом определила ход истории.
Вот и Дональд Трамп нашел метафору, которая будет определять ход истории на многие годы вперед, заявив, что Америка не может участвовать в ПЛЕМЕННЫХ ВОЙНАХ, которым не видно конца.
Метафора есть метафора!
И какая правда открывается, когда все эти бесконечные арабо-израильские, русско-чеченские и русско-украинские, сербо-албанские, и ирано-саудовские, русско-молдавские и армяно-азербайджанские конфликты президент США образно назвал племенными.
Им действительно не видно конца, количество их не уменьшается, а растет. Ну а "мирные процессы", инициированные то Ицхаком Рабиным, то Владимиром Зеленским, — суть обман и самообман, и не зря этим "мирным процессам" рады как раз страны-агрессоры, потому что под "мирным процессом" они не подразумевают ничего, кроме капитуляции соседнего племени.
Трамп всего лишь назвал вещи своими именами, как сорок лет назад своими именами назвал вещи Рейган.
Вот уж к кому-кому, а к Трампу отношение, мягко говоря, неоднозначное.
До того неоднозначное, что любое его решение у многих вызывает гнев и возмущение.
Нынче Трампа обвиняют в том, что он предал курдов.
Но, простите, а почему Америка должна воевать за курдов?
За евреев, только что переживших Холокост, разве она воевала?
За грузин и украинцев, подвергшихся агрессии, разве она воевала?
Почему же она должна воевать за курдов?
Мне возражают, что у евреев, грузин и украинцев есть свои государства, а у курдов нет.
Довод неосновательный хотя бы потому, что, когда армии нескольких арабских стран напали на Израиль, еврейской государственности не исполнилось еще и одних суток. И евреев тогда на Земле Израиля было 600 тыс. человек — это в разы меньше, чем курдов в Курдистане.
Курды не первый народ, который в новейшей истории подвергается прямой военной атаке, ставящей целью воспрепятствовать его независимости. Не первый и не единственный.
А за чеченцев Америка воевала?
И большой и больной вопрос, который не устает ставить Андрей Пионтковский: а, например, за Эстонию будет ли Америка воевать? Уверенности, конечно, нет, что за Эстонию непременно будет.
И дело тут не в Трампе, а в том, что не может и — да — не хочет Америка за всех и каждого воевать.
И не будет.
Но что точно известно, так это то, что будет, и отнюдь не слабо, оказывать помощь тем, кто сам воюет за свою независимость.
Если курды хотят быть независимыми, а они хотят, то должны сами за себя воевать, что и делают, как делают евреи, грузины и украинцы.
Уверен, что Америка постарается помочь курдам.
Кстати, премьер Израиля уже заявил, что его страна будет помогать курдам.
Но ввязываться в племенные войны — и в этом Трамп абсолютно прав — наверное, не стоит никому. Разве только на стороне самого себя.
И мы же помним (кто помнит, конечно), что Франклин Рузвельт клятвенно обещал избирателям, что Америка не вступит в войну с Гитлером, дабы защитить кого бы то ни было.
А если бы призывал вступить в священную войну с нацистской Германией с благородной целью защитить чехов и поляков, сербов и греков, норвежцев и голландцев, то наверняка не был бы избран президентом.
И Америка действительно вступила в войну. Но не раньше, чем на нее саму напали.
Турция совершила агрессию против курдов, которые до сих пор почему-то пребывают в составе Сирии, а не провозгласили свою независимость. Надеюсь, что они сумеют постоять за себя, Турция потерпит поражение, а Курдистан, наконец-то, пусть на небольшой части своей земли, объявит о создании курдского независимого государства, как это сделали евреи в 1948 году.
Напомню, что евреи за свою независимость воюют по сей день. Например, Иран буквально на днях в очередной раз заявил, что его цель — уничтожить Израиль.
Иран, конечно, не шутит.
Но разве вы слышали о том, чтобы Америка, Европа, Россия, Индия или Китай заявили о том, что будут воевать, чтобы защитить еврейское государство, которое, между прочим, является членом ООН?
Нет никаких сомнений в том, что Израилю, Украине, Курдистану, как многим другим, еще долго придется отстаивать свое право на национальную независимость в долгих и изнурительных, как назвал их президент Трамп, племенных войнах с ближайшими соседями.