Старый спор, или обращение к читателям

Ровно 100 лет назад большевики, считавшие себя марксистами, т.е. исповедущими объективность "материалистических" исторических законов, столкнулись с непростой задачей - соединить эти представления с тем, что основной их идеологии все больше становился культ их харизматических лидеров, прежде всего, культ Ленина, после ранения стремительно превращающегося в сознании поклонников в воскресающее божество-спасителя, в такого эллинистского царебога.

Даже Сталин обосновывал свою харизму тем, что он - ленинская инкарнация (хотя слова про "Ленина сегодня" сказал очарованный этим психопатиком Анри Барбюс).

Но это просто к слову пришлось. Главное - другое. Мое глубокое убеждение, что чем больше мною выявляется непреложных исторических закономерностей: в т.ч. в виде смены периодов "инверсионных циклов" Ахиезера, моих фазовых цивилизационных переходов, периодов Больших циклов Кондратьева (5-й Уклад), а также при распадах имперских структур, складывания революционной ситуации в коррумпированных автократиях европейского типа и т.п. - тем большее значение приобретает позиция каждого человека, позиция личности.

Потому что все эти изменения приходят только через человеческое сознание, только через реформацию ментальности и смену массовых настроений. 

И любой, когда ему приходится делать выбор, может - в случае большой удачи - изменить реализацию онтологических процессов на уровне феноменов или, по крайней мере, саботировать или демпфировать историческое зло и помогать историческому добру.

Еще раз - история и культура реализуются только через человека, вне личности - их нет. 
Иное дело, что "трудно переть против рожна", но с другой стороны, при нужде и на медведя с рогатиной ходили.

*  *  *

ПРИБЛИЗИЛСЯ К ТЕОРИИ "ЕДИНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЛЯ"

Дальнейшие размышления над трудами итало-советского физика и конструктора Р.Л.Бартини (Р.О. ди Бартини), которые уже подвигли меня ("Сумма о культуре", 29.09.2018 - см. как ПРИЛОЖЕНИЕ) на рассуждения об объективном и одномоментном характере существования не только настоящего, но прошлого, а также и <вариативного> будущего (3-мерность времени), побудили меня обратиться и к его идее поиска универсальных "геометрических" квантов пространства-времени.

Исходя из этого метода, я решил попытаться найти общее между двумя генеральными процессами – универсализированными историческими <инверсионными> циклами (на основе Больших комплексных инверсионных циклов русской истории А.С.Ахиезера – арабская нумерация), и моими фазами культуры* (ментальные "агрегатные" состояния цивилизации – римская нумерация).

Вот как получилось их совмещение.

1. Период военных демократий
I. Архаический шаманско-племенной социум. Имени Гаяаваты (подробно описан в библейской Книге Судей).

2. Первичные "универсальные монархии" (термин Тойнби) – т.н. "дворцовые культуры"
II. Агро-грамотный имперско-храмовый социум. Имени Хаммурапи.

3.1. Создание античных сословно-представительских институтов (Сенат, Синедрион) 
II. Агро-грамотный имперско-храмовый социум. Имени Хаммурапи.

3.2. Создание средневековых сословно-представительских институтов (Парламент, Боярская Дума, Кортесы, Сейм…)
III. Логоцентрический (церковноцентрический) средневековый социум. Имени Блаженного Августина.

4.1. Абсолютизм 
IV. Либерально-протестантистский. Имени Макса Вебера. Переход к нему и был назван Реформацией. В России этот переход начался с перестройки и идёт полным ходом.

4.2. Цезаризм, султанизм, самодержавие ("православный султанизм")
II. Агро-грамотный имперско-храмовый социум. Имени Хаммурапи.

4.3. Коммунизм
III. Логоцентрический (церковноцентрический) средневековый социум. Имени Блаженного Августина.

4.4. Современный исламский мир
III. Логоцентрический (церковноцентрический) средневековый социум. Имени Блаженного Августина.

5. Либеральный конституционализм
IV. Либерально-протестантистский. Имени Макса Вебера. Переход к нему и был назван Реформацией. В России этот переход начался с перестройки и идёт полным ходом.

6. Массовое общество и различные формы рыночных диктатур и западной рыночной тоталитарности
IV. Либерально-протестантистский. Имени Макса Вебера. Переход к нему и был назван Реформацией. В России этот переход начался с перестройки и идёт полным ходом.

7. Демократический социальный капитализм
V. Социально-демократический. Имени Герберта Маркузе. Иначе – Постмодерн и его мутации.

Я решил, что чётко прослеживаемые социо-исторические "Пульсации Ахиезера" (А-пульсации): чередование 4-х периодов культурной и политической децентрализации и 3-х периодов – централизации (авторитарные, деспотические), может быть моделью и для моих фазовых цивилизационных периодов (Ф-периоды), переходы между которыми я обозначаю как "реформации" - по образцу исторического периода 16-17 веков, бывшего переходом от III фазы к IV.

(I.) Ф-Период Гайаваты – это "Соборно-вечевая" 1-я А-Пульсация - языческий духовный плюрализм: мириады духов и сущностей, каждый шаман имеет свою методу в общении с "нижним" и "верхним" мирами – при единстве синкретической духовно-интеллектуальной традиции.

(II.) Ф-Период Хаммурапи – это "Первичный Авторитаризм" 2-я А-Пульсация: возникает храмовая культура с чётким иерархиизированным пантеоном, отработанным ритуалом, жреческой иерархией, или строгий авраамический монотеизм.

(III.) Первый Переходный (Александрийско-Римский) Ф-Период – это "Компромисс" (например, НЭП) – 3-я А-Пульсация: варьирование традиции, разделение её на Большую (классическую) и Малую (архаическую), "ротации" пантеонов, появление и споры теологических установок.

(IV.) Ф-Период Блаженного Августина – это "Крайний Авторитаризм" 4-я А-Пульсация: догматизация теологии, борьба с ересями, инквизиция, искоренение Малой традиции под видом борьбы с ведомством.

(V.) Ф-Период Макса Вебера – это "Оттепель" ("поиск нового консенсуса") 5-я А-Пульсация: теологический плюрализм, отделение философии от теологии и экспериментальной науки от философии, агностицизм, атеизм, элитарный гностицизм.

(VI.) Второй Переходный (Берлинско-Московский) Ф-Период – это "Авторитарный застой и раскол" 6-я А-Пульсация: доминирование "научной картины мира", культ вульгарного позитивизма, Большой стиль в искусстве, тоталитарные "научные идеологии" и их крах.

(VII.) Ф-Период Герберта Маркузе – это "Либерально-соборный идеал" 6-я А-Пульсация: плюрализм научных картин, духовный плюрализм, постмодерн – поиск новых универсальных ценностей на основе синтеза традиций разных цивилизаций.

*  *  *
* "Агрегатные" состояния цивилизации (Ф-Периоды)

I. Архаический шаманско-племенной социум. Имени Гаяаваты (подробно описан в библейской Книге Судей).

II. Агро-грамотный имперско-храмовый социум. Имени Хаммурапи.

III. Логоцентрический (церковноцентрический) средневековый социум. Имени Блаженного Августина. 
Для России и Восточной Азии наступил в полном смысле слова с победой коммунистов. До 1861 года Россия была типичной рабовладельческой империей. Для мира ислама он наступил только 40 лет назад в виде Исламистской революции (политического ислама).

IV. Либерально-протестантистский. Имени Макса Вебера. Переход к нему и был назван Реформацией. В России этот переход начался с перестройки и идёт полным ходом.

V. Социально-демократический. Имени Герберта Маркузе. Иначе – Постмодерн и его мутации.

*  *  *
ПРИЛОЖЕНИЕ. Сумма о культуре (29.09.2018)

После некоторого погружения в космогонию ди Бартини, укрепившего мое представление об объективном существовании вариативного будущего (при трехмерности времени, дополняющего трехмерность пространства, два измерения времени образуют поле возможностей), я решился кратко собрать свои представления о том феномене, который я кратко называю культурой, имея в виду ее системный аспект (см. работы А.А.Пелипенко и И.Г.Яковенко) - как онтологию социума.

Поэтому, чтобы не дублировать понятие "социокультурный", введу термин "К-социум".

Лучше всего, отмеченные мною закономерности проявляются как у субэкумен (локальные цивилизаций, включая, "материнские [Европа, Китай, Индия, Персия, Арабская суннитская Умма] и "дочерние" [обе Америки, Россия, Япония, Израиль, Корея, Индокитай, Ява]), так и у "цивилизационных полюсов" субэкумен (Лондон, Париж, Москва, Петербург, Нью-Йорк, Лос-Анжелес, Мехико, Буэнос-Айрес, Багдад, Каир, Дели, Мумбаи)…

Итак, К-социумы взятые в истории, делятся на "инверсионные циклы" (см. Большие комплексные инверсионные циклы А.С.Ахиезера, И.М.Клямкина и И.Г.Яковенко – три периода централизации [условно - авторитарные] и четыре децентрализации [условно либеральные, точнее, более демократические]). 
/См. Примечание 1/

Эти циклы – фрактальны, т.е. структурно тождественны. Поэтому я периодически пишу о настоящем как о "голограмме прошлого".

В этом смысле прошлое (как набор социальных паттернов и архетипов культуры) существует и сейчас.

Но уже существует и будущее – как объективно существующая структура следующего цикла и уже сложившиеся внутри К-социума (культуры, традиции) будущей социокультурной системы.

Прошлое и будущее существуют в К-социуме как две "малые традиции" - локально-архаическая (народная) и генерально-проскопическая (элитарная), оппозиционные Большой традиции, заданной её фазовой стадией (о которых чуть ниже).

Когда 23 года назад я читал (на двоих с А.В.Чистовым) собственный курс "прикладная политология", то обращал внимание на генеральную закономерность – в западной историографии левыми, по крайней мере, в эпоху модернити всегда считаются силы, выступающие за будущую стадию развития социума: либералы – при феодализме (в т.ч. демократы в СССР, политический исламизм в Умме, демоппозиция при путинизме), социалисты – при среднем и позднем модернити.

Таким образом, кроме отмечаемых в СССР "родимых пятен прошлого" (имелись в виду пережитки феодализма и раннебуржуазного развития), в социуме присутствуют и "щупальца будущего".

Тут важно отметить "точку перегиба" - когда антисистемные силы последовательно выступают за архаизацию завоевываемого ими социума (муссолиниисты, сталинисты, гитлеристы, халифатовцы…), то они выступают как ультраправые, так как возвращают социум не в его предыдущую стадию, но еще на одну итерацию (инверсионный цикл) назад.

К-социумы проходят последовательно целый ряд фазовых состояний, переходы между которыми я именую "реформациями" (взяв за основу наименования событий 16 века в Западной Европе, но рассматривая их как одно из проявлений универсальной последовательности целого каскада трансформаций культуры), отличая от "реформ" - действий по привидению институтов социума в состояние адекватное его исторической фазе. /См. Примечание 2/

Этот процесс объективен, но "абсолютный дух" (Гегеля) каждый раз находит подходящие социокультурные феномены для его конкретного воплощения.

Точнее, идет исторический кастинг таких феноменов.

Так левый большевизм (ленинизм [богдановцы-бухаринцы были совсем другие]) выиграл соревнование у "черносотенства" за возможность создания государства-церкви и превращения империалистической романовской державы в идеократическую, а хомейнисты выиграли у иранских коммунистов (ТУДЕ) возможность перетащить Иран в логоцентрическую (квазикатолическую) стадию.

Или другой пример. США выиграли у России-СССР, Великой Британии, Германии и Франции (победивших перед этим Испанию и северо-итальянские города) соревнование за право стать матрицей будущей глобальной цивилизации.

Каждый исторический этап (инверсионный цикл) К-социума я рассматриваю как "локальную цивилизацию" (хроноцивилизация), который отделяется от прошлого и будущего (циклов) переходными периодами, выполняющими ту же роль, что и "лимитрофы" в геополитике – буферные межцивилизационные зоны, где границы культур играют роль "мембран" со свойствами зеркал (см. работы А.А.Пелипенко и И.Г.Яковенко), точнее, роль "камер обскура" (обратная симметрия), что я объясняю "эффектом щели", вызванной избирательным (отфильтрованным) прохождением "мемами" границ как цивилизаций (культур), так и хроноцивилизаций (устойчивых состояний социума, его "классических периодов").

От этого моя идея двух видов "зеркал" - "вертикальных" (между культурами в настоящем) и "горизонтальными" (между этапами социума на векторе времени, если угодно – между уровнями исторической спирали).

Теперь о структуре К-социума. Я рассматриваю его кибернетически - как разновидность сверхсложных систем. 
Наиболее адекватная модель – планета земного типа. Грубо говоря, К-социум – трёхслоен.

"Хтоническое ядро" - самая устойчивая часть, хранилище архетипов культуры, оплот её "фундаментализма".

Затем магма – постоянные конвенционные потоки, формирующие все поверхностные процессы, непрерывная, но очень медленная динамика: с одной стороны, проникновение инноваций, в т.ч. путём профанирования высокой культуры, а с другой – непрерывная возгонка архаики, вызывающая взрывную трансформацию поверхности.

И сверху – поверхность, отвечающая за отношения с внешней средой, наиболее открытая и уязвимая. Там наилучшие условия существования, несмотря на постоянные небольшие изменения, сохраняется макростабильность, особенно на заглубленном уровне…

Однако, подспудные конвенционные процессы вызывают на поверхности периодические "геологические" катастрофы, меняют рельеф. Необычайная структурная сложность верхнего слоя поверхности вызывают на нём грандиозные "климатические" и "экологические" изменения.

Вот такая трижды тройственная схема К-социума: настоящее между прошлым и будущим, три структурных уровня и вечная промежуточность между двумя соседними культурами – "материнской" цивилизацией (в т.ч. в виде цивилизации-предшественника) и её цивилизационным антагонистом.

*  *  *

Примечание 1. Об инверсионных циклах

27 лет назад вышли работы философа А.С.Ахиезера, в которых приведена трёхцикловая схема русско-российской истории. Третий цикл – послеавгустовский*.

ГЛОБАЛЬНЫЙ МОДИФИЦИРОВАННЫЙ ИНВЕРСИОННЫЙ ЦИКЛ А.С. АХИЕЗЕРА

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ПЕРВЫЙ ЦИКЛ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

I. Соборность, начало и крах государственности

II. Господство раннего умеренного авторитаризма

III. Новая государственность и господство идеала всеобщего согласия

IV. Крайний авторитаризм и зрелость раскола

V. Поздний идеал всеобщего согласия и либерализм

VI. Поздний умеренный авторитаризм

VII. Соборно-либеральный идеал и новая катастрофа

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ВТОРОЙ ЦИКЛ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

I. Господство соборного идеала ("Триумфальное шествие Советской власти")

II. Господство раннего умеренного авторитарного идеала ("Военный коммунизм")

III. Ранний идеал всеобщего согласия (нэп)

IV. Торжество и падение крайнего авторитаризма (Сталинизм)

V. Вновь идеал всеобщего согласия ("Оттепель")

VI. Вновь умеренный авторитарный идеал ("Этап застоя")

VII. Возврат к соборно-либеральному идеалу ("Перестройка")

Теперь, когда прошло уже свыше четверти века Третьего цикла, можно говорить, что мы находимся на переходе от 6 к 7 его фазе.

У нас был либерально-вечевой этап (Советы без коммунизма и Двоевластие 1992-93 годов). 
Первичный авторитаризм Ельцина (эпоха "Царя Бориса"). Компромиссный вариант "Семибанкирщины" и кабинета Примакова. 
Вторичный авторитаризм путинской "опричнины". Путинский "консенсус" и президентство Медведева. "Возвратный путинизм".

Этот этап политически еще длится, но компас идеологических предпочтений общества от концепций сильной руки вновь, как в 1989-90 годах указывает на культ местного самоуправления и парламентаризм.

Кроме того, я считаю, что циклы Ахиезера можно рассматривать как фракталы более универсального членения истории государств и цивилизаций.

1. Период военных демократий.

2. Первичные "универсальные монархии" (термин Тойнби) – т.н. "дворцовые культуры".

3. Создание сословно-представительских институтов (Сенат, Синедрион, Боярская Дума, Кортесы, Сейм … ).

4. Абсолютизм (цезаризм, султанизм, самодержавие – "православный султанизм".

5. Либеральный конституционализм.

6. Массовое общество и различные формы рыночных диктатур и тоталитарности.

7. Демократический социальный капитализм.

______

* Ахиезер выпустил эту работу в 1991 г. ("Россия: критика исторического опыта") и не расписывал третий цикл. Мне пришлось его составлять по его модели.

** Предыдущая - первая Реформация – было переходом от цивилизационной фазы "имени Блаженного Августина" к фазе "имени Макса Вебера"; "нулевая" Реформация - это переход от фазы "имени Хаммурапи" к фазе "имени Блаженного Августина", началу которого посвящен Новый Завет.

Запад знал "фазу Хаммурапи" в форме своеобразного "Римского легизма", испытавшего свой своеобразный повтор (каждая фаза - фрактал и внутри себя переживает все) в форме абсолютизма раннего Модерна. Кстати, это именно то, что нам навязывают в форме Диктатуры Закона.
(Е.В. Ихлов, "Историческая "таблица Менделеева", "Цивитас. Вестник гражданского общества", 18.06.2018)

***
Примечание 2. О фазовых стадиях

Все субэкумены (локальные цивилизации и системы/альянсы культур) проходят следующие стадии.

1. Архаический шаманско-племенной социум. Имени Гаяаваты (подробно описан в библейской Книге Судей).

2. Агро-грамотный имперско-храмовый социум. Имени Хаммурапи.

3. Логоцентрический (церковноцентрический) средневековый социум. Имени Блаженного Августина. 
Для России и Восточной Азии наступил в полном смысле слова с победой коммунистов. До 1861 года Россия была типичной рабовладельческой империей. Для мира ислама он наступил только 40 лет назад в виде Исламистской революции (политического ислама).

4. Либерально-протестантистский. Имени Макса Вебера. Переход к нему и был назван Реформацией. В России этот переход начался с перестройки и идёт полным ходом.

5. Социально-демократический. Имени Герберта Маркузе. Иначе – Постмодерн и его мутации.

(Ibid)

*  *  *
Приложение - совмещение универсальных циклов всемирной истории (основываясь на А.С. Ахиезере) и фазы культуры по Е.В. Ихлову

1. Период военных демократий. 
I. Архаический шаманско-племенной социум. Имени Гаяаваты (подробно описан в библейской Книге Судей).

2. Первичные "универсальные монархии" (термин Тойнби) – т.н. "дворцовые культуры". 
II. Агро-грамотный имперско-храмовый социум. Имени Хаммурапи.

3.1. Создание античных сословно-представительских институтов (Сенат, Синедрион) 
II. Агро-грамотный имперско-храмовый социум. Имени Хаммурапи.

3.2. Создание средневековых сословно-представительских институтов (Парламент, Боярская Дума, Кортесы, Сейм...). III. Логоцентрический (церковноцентрический) средневековый социум. Имени Блаженного Августина.

4.1. Абсолютизм 
IV. Либерально-протестантистский. Имени Макса Вебера. Переход к нему и был назван Реформацией. В России этот переход начался с перестройки и идёт полным ходом.

4.2. Цезаризм, султанизм, самодержавие ("православный султанизм").
II. Агро-грамотный имперско-храмовый социум. Имени Хаммурапи.

4.3. Коммунизм. 
III. Логоцентрический (церковноцентрический) средневековый социум. Имени Блаженного Августина.

4.4. Современный исламский мир. 
III. Логоцентрический (церковноцентрический) средневековый социум. Имени Блаженного Августина.

5. Либеральный конституционализм. 
IV. Либерально-протестантистский. Имени Макса Вебера. Переход к нему и был назван Реформацией. В России этот переход начался с перестройки и идёт полным ходом.

6. Массовое общество и различные формы рыночных диктатур и западной рыночной тоталитарности. 
IV. Либерально-протестантистский. Имени Макса Вебера. Переход к нему и был назван Реформацией. В России этот переход начался с перестройки и идёт полным ходом.

7. Демократический социальный капитализм. 
V. Социально-демократический. Имени Герберта Маркузе. Иначе – Постмодерн и его мутации.

Евгений Ихлов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены