Увидел 30 сентября на здании Малого театра афишу и затем нашел на интернет-сайте театра объявление о премьере нового спектакля:
Малый театр
СМУТА. 1609-1611
Премьера! В.Р. Мединский
9 октября 19:00
То, что Малый театр ставит и включил в репертуар пьесу действующего министра культуры РФ, от распоряжений которого зависит бюджет Малого театра, и назначение на должность его художественного руководителя поразило меня до глубины души.
Ведь что такое в моем представлении Малый театр? Это не только "дом Островского" со знаменитым и любимым памятником Островскому перед фасадом театра. Еще со времен Михаила Щепкина москвичи по традиции называли и, может быть, некоторые до сих пор считают Малый театр "вторым университетом", образовывающим умы и души молодежи. И против таких традиций Малого театра нельзя и не хочется возражать!
С момента открытия Малого театра в 1824 году и вплоть до революции 1917 года ни один министр царского правительства и ни один член императорского двора ни разу не предлагали ни одному государственному (императорскому) театру и не просили ни один императорский театр (их правда было всего три — Большой и Малый в Москве и Александринский в Санкт-Петербурге) поставить на сцене свое произведение, и таковых, видимо, не писали.
Считалось, что это неприлично, поскольку назначения, штаты, оклады и руководство императорских театров зависели от министерства Двора, и потому министры и члены Двора избегали, говоря современным языком, "конфликта интересов" (хотя и протежировали тем или иным актрисам). Еще одна причина — что могут написать о пьесах высокопоставленных лиц журналисты и критики в правительственных изданиях, если пьеса им не понравится? В лучшем случае они могут промолчать.
А вот министр Мединский "конфликта интересов" с труппой и художественным руководителем Малого театра и театральными критиками не побоялся. И подвергнуть репутацию Малого театра и репутацию его художественного руководителя Юрия Соломина риску тоже не постеснялся.
И когда Мединский или его секретарь свою пьесу Соломину послал, тот ее в репертуар Малого театра, к моему сожалению и прискорбию, принял и тоже не побоялся включить.
По-моему, зря не побоялся. Лучше было отказать министру-автору, какой бы гениальной (допустим в данном рассуждении и такое) пьеса "Смута" ни была. Почему Соломин был обязан отказать Мединскому? А чтобы никто не думал и не мог никогда сказать о Малом театре и самом Юрии Мефодьевиче Соломине, что они взяли эту пьесу потому, что ее автор еще и определяет бюджет, штаты, оклады служащих Малого театра и пребывание Юрия Соломина в должности его художественного руководителя, которым он является 30 лет, с 1988 года.
Могут ведь какие-нибудь засранцы-интеллигенты, переживающие за репутацию бывшего "дома Щепкина" и бывшего "дома Островского" и бывшего "второго университета", который эти вшивые интеллигенты так сильно любили в юности, так подумать? Думаю, что могут, и именно так и подумают, и обязательно об этом еще и напишут.
Проблема вот еще в чем. Можно ли на самом деле быть или хотя бы считаться интеллигентным человеком и включать в репертуар своего театра пьесу министра культуры, который не так давно уволил директора Института искусствознания в Питере (хотя его любили и уважали и за него заступались коллеги), который на днях "упразднил" Институт истории киноискусства, в прошлом году не поручился за художественного руководителя "Гоголь-центра" Кирилла Серебренникова и директора этого центра, которые уже год с лишним находятся под следствием и домашним арестом не за то, что воровали и что-то положили в свой карман, а за то, что слишком хорошо работали и потому не смогли соблюдать все мешающие нормальной работе финансовые инструкции Минкультуры. Даже за сотрудника собственного Министерства Софью Апфельбаум, курировавшую программу Серебренникова, Мединский и то не поручился. А еще раньше Мединский не поручился и не отстоял коллег Соломина в Новосибирске, когда церковь на пустом месте устроила скандал из-за спектакля Новосибирского театра оперы и балета, "оскорбившего чувства верующих", и добилась увольнения и ухода директора театра Мездрича и режиссера спектакля Кулябина. О том, что Мединский именем государства добил и буквально ограбил и уничтожил в этом году крупнейший в нашей стране негосударственный, общественный Музей имени Н.К. Рериха Юрий Мефодьевич Соломин тоже, вообще говоря, должен был бы знать и слышать.
Ю.М. Соломин не мог не слышать и о том, что "доктора исторических наук" В.Р. Мединского недавно совершенно всерьез хотели лишить этой ученой степени. Лишь с огромным трудом и огромными ухищрениями "докторскую" степень для Мединского Министерство науки и образования сумело сохранить, выкрутив руки нескольким ученым советам.
Любой человек имеет право на ошибку, и великолепный Юрий Соломин тоже имеет такое право. Чтобы защитить честь Малого театр от бесчестия этой премьеры, Юрию Соломину стоит подать в отставку с должности художественного руководителя и у него еще есть неделя, чтобы это сделать... Его личная репутация и многолетняя работа в театре и кино принесли ему заслуженное уважение и славу. И жалко репутацию интеллигентного человека потерять и "распылить" в 83 года ни за понюх табаку из-за смуты, которую министр Мединский вызывал и продолжает вызывать своими действиями. Ну а когда действующий министр культуры посылает свою пьесу в Малый театр (или какой-либо другой государственный театр) и хочет ее увидеть на сцене театров, которыми руководит Министерство культуры, это уже не лезет ни в какие ворота.
Интересно, как долго пьеса Мединского останется в репертуаре Малого театра, после того как Мединского снимут с должности министра культуры?
Единственное, что в этой ситуации может служить слабым утешением, что министр Мединский, наверное и к счастью, еще не художник, а то бы Третьяковская галерея, видимо, открыла у себя выставку его работ.
Наконец, я хочу обратиться к министру культуры РФ Владимиру Ростиславовичу Мединскому лично:
Господин министр! Вашу пьесу "Смута. 1609-1611" я не читал и не могу сказать о ней ничего плохого и ничего хорошего тоже. Я понимаю, что Вы, как и любой автор пьесы, очень хотите увидеть свою пьесу поставленной в хорошем театре и в исполнении хороших актеров. Я понимаю, что Вы хотите получить хорошие рецензии на ее премьеру. У Вас есть полная возможность это сделать!! Пожалуйста, ставьте свою пьесу не в государственном театре, бюджет, штаты, оклады актеров которого от Вас зависят и который Вам подчинен, а художественный руководитель и директор которого тоже являются по должности Вашими подчиненными, которым Вы платите зарплату. Предложите свою пьесу хорошей антрепризе с хорошим режиссером, которого Вы сами пригласите и выберете. Сейчас антреприза в России, к счастью, разрешена и существует. Оплатите работу режиссера, художника спектакля, актеров, техников и т.д. из своего личного, а не государственного кармана! Арендуйте для показов своей пьесы за счет собственных средств хороший зал в Москве, например, Крокус-сити холл или зал Зарядье!
Многие, я уверен, придут посмотреть Вашу пьесу и сделают это с удовольствием и интересом к тому, что Вы оказались способны написать. Все театральные критики, которым эта пьеса понравятся, честно напишут о ней, что она им понравилась тем-то и потому-то, а все критики, которым она не понравилась, честно напишут почему. Вы ведь этого хотите? Правда? Возможно, что постановка Вашей пьесы даже себя окупит и еще принесет Вам доход. Разве это плохо?
Тогда сделайте это! Поставить "Дом Островского и Дом Щепкина", простите, "раком", чтобы Вашу пьесу играли в Малом театре и чтобы театральные критики, которые от Вас зависят (например, мой старый знакомый, талантливый театральный критик Григорий Заславский, ныне ректор ГИТИСа), пошли ее смотреть и написали о ней хорошие рецензии, ей Богу не красиво и не хорошо! Это не прибавит славы и уважения Вам и убавит славу Малого театра, который этого не заслуживает.
Назначенная на 9 октября в Малом театре премьера пьесы В.Р. Мединского "Смута. 1609-1611", какой бы хорошей ни оказалась игра актеров, не принесет Малому театру славы, а будет и останется в истории в прямом значении этих слов премьерой бесчестия Малого театра и бесчестия автора пьесы.