На Первый канал после месячного перерыва вернулась программа "Познер". Гостем телевизионного ВВП стала Ксения Собчак. Нет прямых доказательств, что программу "Познер" вернули в эфир специально, чтобы дать Ксении Собчак трибуну, достаточно престижную в кругу лояльных режиму либералов. Но то, что данного кандидата буквально за руку ведут по всем без единого исключения топовым телевизионным площадкам, не пропуская ни одного именитого ведущего, это факт. Малахов, Ургант, "Первая студия" Шейнина, "Вечер" Соловьева, теперь Познер…
Итак, у кандидата Собчак был час в эфире Первого канала, который она использовала следующим образом. Сначала сообщила, что ее очень хотели бы не пускать на федеральные каналы, но теперь уже не могут, поскольку она – кандидат в президенты. Тут Собчак просто солгала, поскольку она стала появляться в федеральном эфире сразу, как только заявила о своем намерении избираться, задолго до регистрации. Находившийся в точно таком же статусе Навальный никаких федеральных эфиров, как известно, не получал.
Интервью – совместный продукт. И тут в свою силу выступили и Познер и Собчак. Познер старательно "подсаживал" Собчак, "накидывал ей мяч на ногу", одним словом, делал все, чтобы представить собеседницу в выгодном свете. И, тем не менее, это интервью позволило раскрыть (уточнить) некоторые детали портрета Ксении Собчак, о которых до того можно было догадываться, а теперь можно утверждать достоверно.
Первое уточнение касается представлений Собчак о мире и своем месте в нем. Приведу три фрагмента программы. В одном из них речь зашла о роли РПЦ в развитии страны. Собчак сообщила, что "одна из ее любимых книг Макса Вебера "Этика протестантизма" и даже допустила, что Познер "может быть, ее читал". Тут главное, вот эта оговорка. Познер, надо отдать ему должное, в этот раз отреагировал вполне адекватно. "Может быть, читал", - ответил он, иронически прищурившись. Второй и третий эпизоды возникли в связи с утверждением Познера об устойчивой антизападнической традиции в российском обществе. Собчак заявила, что у нее совершенно иной взгляд на историю России, в которой всегда была сильна тяга к европейским ценностям и в качестве примера привела Екатерину (Вторую). В качестве примера тяготения императрицы к европейским ценностям Собчак упомянула "Крым, о котором сейчас так много говорят". "Она забрала Крым – это вы называете европейскими ценностями?" - удивился Познер. И его можно понять, поскольку в те времена Крым был ценностью скорее турецкой, а никак не европейской. Что же касается захвата чужой территории, то в те времена это не противоречило европейским традициям, но уж точно не являлось исключительно "европейской ценностью".
После чего Собчак решила объяснить Познеру и россиянам историософию этой страны. "История России – это вечная борьба западников и славянофилов, это вечные Кондратьевские циклы так называемые, когда период реформаторства сменялся периодом реакции". Конец цитаты. У Ильфа и Петрова в "Двенадцати стульях" есть второстепенный персонаж – Фима Собак, которая "слыла культурной девушкой", поскольку в ее словаре было целых 180 слов и "ей было известно одно богатое слово гомосексуализм". В словаре Ксении Собчак еще больше слов, поэтому она явно превосходит мадмуазель Собак по части культуры. Она читала книгу Макса Вебера и снисходительно допускает, что и Познер ее тоже "может быть читал". Она даже знает словосочетание "кондратьевские циклы", которое было наверняка неведомо героине Ильфа и Петрова, хотя книга Кондратьева "Мировые циклы конъюнктуры" была написана в 1925 году, то есть, за два года до "Двенадцати стульев"… Проблема лишь в том, что Собчак употребляет слова, значения которых явно не знает. Поскольку полувековые (примерно) циклы подъемов и спадов мировой экономики, описанные Николаем Дмитриевичем Кондратьевым не имеют ни малейшего отношения к борьбе западников и славянофилов в России, а к смене реформ и контрреформ в этой стране если и имеют какое-то отношение, то столь опосредованное и косвенное, что упоминать циклы Кондратьева в этом ряду означает просто не знать смысла произносимых звуков.
У Ксении Собчак был час в вечернем прайм-тайме Первого канала. За этот час она ни слова не сказала о том, что режим Путина совершил и продолжает совершать преступления в Украине и Сирии. Сообщила, что собирается в США для того, чтобы объяснить американцам, что "Путин – это не вся Россия", поэтому не надо наказывать санкциями россиян. На вопрос Познера, прав ли Запад в своей политике в отношении России, ответила: "Нет, не прав". Но и Путин виноват, поскольку на несправедливую политику Запада он ответил "эмоционально". "Я прекрасно понимаю, что Владимир Путин обижен", - сочувственно заявила Собчак, объясняя то, что Путин начал войну против Украины, аннексировал Крым и оккупировал Донецк и Луганск. "Обида" Путина, по мнению Собчак, связана с тем, что "договорились о перевыборах (президента Украины), а потом – Нуланд с печеньками".
Собчак вполне внятно объяснила свое участие в данной кампании. Это, конечно, никакая не борьба с Путиным, узурпировавшим власть в России. "Я бы посчитала своей победой такой процент, который позволит говорить об объединения вокруг меня всех либеральных и демократических сил", - объяснила Собчак и в этом случае в ее искренности не приходится сомневаться. Поскольку наличие объединенной демократической, либеральной оппозиции, которая критикует Путина за его "излишне эмоциональную реакцию на несправедливую политику Запада" - это то, о чем Кремль может только мечтать.
ПРИВАТИЗАЦИЯ ХОЛОКОСТА
"Против России используются точно такие же методы, как и против евреев на протяжении 2 тысяч лет", - сообщил израильский эксперт Яков Кедми в программе "Вечер" от 29.01.18. И продолжил с интонациями пророка: "Вас объявляют абсолютным злом, а это значит, что вы подлежите абсолютному уничтожению". Яков Кедми постепенно выбился в самые авторитетные "эксперты" соловьевского паноптикума. Соловьев его всегда представляет с пиететом, с которым он обычно презентует публике либо начальство, либо тех, из кого он стремится слепить гуру, как, например, Шахнахарова или Сатановского.
Ниша, которую занял Яков Кедми в общей команде Соловьева – это критика России за ее недостаточное противостояние Западу. Запад – зло изначальное и вечный враг России. А она, Россия, наивна, добродушна и милосердна. И только мудрые советы Якова Кедми могут ее спасти. "Вы все время оправдываетесь", - упрекает россиян Яков Кедми, - "когда вас собираются уничтожить, надо действовать иначе".
Как именно надо действовать России, Кедми толком не объяснил, но жути нагнал немерено. "Американские танки стоят в 700 километрах от Москвы", - пугает Яков Кедми, - "это реальная атака против России". Должна ли перед лицом этой страшной угрозы Россия перенести столицу вглубь Сибири, чтобы спрятаться подальше от американских танков, или надо ударить по этим танкам и начать тем самым мировую войну, Яков Кедми не уточнил, но всем своим видом показал, что у него есть план спасения России и если его как следует попросить, он расскажет.
Мысль, что русские – это "евреи современности", которых преследуют сегодня во всем мире, оказалась крайне популярна в студии Соловьева. Сотрудник ВГТРК Петр Федоров заявил, что он эту идею высказывал давно, но ему никто не верил, а вот теперь все убедились. В том же ключе выступил режиссер Карен Шахназаров, который сообщил, что "такая страна как Россия должна либо быть первой, либо исчезнуть" и что все лидеры Запада – и Наполеон и Гитлер и США всегда стремились уничтожить Россию. С какой стати Шахназаров произвел в "лидеры Запада" Наполеона и особенно Гитлера, против которого воевало абсолютное большинство представителей западной цивилизации, не вполне понятно. Но в студии Соловьева подобные вопросы задавать не принято. Попытки американского эксперта Грэга Вайнера напомнить, что в России тоже было немало погромов и других проявлений антисемитизма, были отбиты репликой Соловьева, мол, "все погромы были на территории Украины". Только что эти же самые люди твердили, что до 1917 года не было никакой Украины, а теперь, оказывается, что Украина не просто была, но и именно она, Украина, а не Российская империя, несет ответственность за антисемитские погромы, которые были организованы "Союзом русского народа" и другими черносотенными организациями.
Запредельное бесстыдство Соловьева, Кедми и других "экспертов", развивающих именно в эти дни идею о "русских как евреях современности", в том, что это все происходило в русле освещения Дня Памяти жертв Холокоста и проводились прямые аналогии между Катастрофой и теми мерами которые сегодня Запад предпринимает против российской агрессии, а также против российской лжи и в частности против государственной системы поддержки допинга, созданной в России. Ставить на одну доску шесть миллионов евреев, отправленных в печи концлагерей и российских спортсменов, не допущенных к Олимпиаде из-за допинга – это, на мой взгляд, новый уровень цинизма и подлости.
НАЗЫВАЙТЕ МЕНЯ ПРОСТО – "ХОЗЯИН"!
Вертикаль – это когда голова нижестоящего упирается в зад вышестоящего. В путинских СМИ дело обстоит именно так, поэтому будням рядовых бойцов информационного фронта не позавидуешь. "Вести недели" от 28.01.18. Дмитрий Киселев вальяжно носит себя по просторной студии, делает ручками "так" и упивается звуками собственного голоса. А в это время его сотрудница носится как угорелая по вражескому Давосу, в котором про русских уже все всё поняли и пытается делать картинку. От нее шарахаются как от прокаженной, поскольку прекрасно понимают, что такое российские СМИ. Вот эта немолодая худенькая женщина пытается прорваться к Порошенко, ее, естественно, не пускают и она вопит откуда-то из-под живота охранника: "Почему разжигаете?". Поскольку президент Украины не поворачивает в ее сторону голову, киселевская сотрудница продолжает вопить дурным голосом: "Зачем вы приняли закон о войне?".
Раньше у меня были знакомые в государственных СМИ, в том числе на телевидении. Сейчас их не осталось вовсе, и эту киселевскую даму я не знаю. Пытаюсь понять, как относятся к тому, что она делает, ее семья, близкие, соседи и знакомые. "Есть такая работа – Родину защищать от информационных угроз", - так, что ли? Сомневаюсь… Впрочем, пропасть между нами разверзлась уже такая, что остается только гадать…
Как и о том, что чувствуют те западные и российские эксперты, которые добровольно становятся мишенями для измывательств соловьевской кодлы. Историк Злобин пытается что-то сказать, его перебивают на первой же фразе. Учитывая, что до него минут 5-6 беспрепятственно витийствовал Ж., затем все в почтительном безмолвии внимали Якову Кедми, претендующему на статус главного российского людоеда, Злобин, видя такую явную несправедливость, решился на бунт. "Вы съедаете мое время!" - жалобно сморщив лицо обращается он к Соловьеву. "Тут все время – моё!" - громовым голосом объявляет Соловьев. – "Это. Моя. Авторская. Передача".
Услышав эти слова, немного оживился Ж. и из-под маски злобного клоуна на секунду выглянул очень немолодой, очень усталый и довольно неглупый человек, который добровольно почти тридцать лет подряд корчит из себя припадочного. "Вы сказали, что это ваша авторская передача? Может быть нам вас называть – хозяин?" - вкрадчиво спросил Ж. "Заметьте, не я это предложил!" - самодовольно надулся от гордости Соловьев, которого многолетнее пребывание в эфире превратило в существо, не способное адекватно воспринимать реальность. Впрочем, это в той или иной степени относится ко всем обитателям российского телевизора.
! Орфография и стилистика автора сохранены