Вступительная тема, без которой непонятна логика основной.
Две даты. 20 мая — уличный молодёжный триумф после иранских выборов показал, что Революция Хомейни окончательно завершилась. Убедительно победил кандидат, открыто осуждавший "мракобесные времена". Точно так же ведь Революция Мао завершилась, когда её кульминация — Великая Пролетарская Культурная революция официально стала в Китае символом варварства и произвола.
Полвека победы Израиля в Шестидневной войне. Это по еврейскому календарю. А по европейскому — исполнилось 50 лет, как танки Насера двинулись по Синаю к израильским рубежам, и Египет начал морскую блокаду порта Эйлат (основной нефтяной терминал — нефть Израилю продавал только Иран), как надоедливую муху прогнав миротворческий контингент ООН.
Именно массовая радость интеллигенции СССР и Восточной Европы по поводу победы буржуазного государства над социалистическими странами да ещё и ближайшими союзниками Советского Союза показала — Октябрьская революция умерла в сознании как источник развития, более того, она стала синонимом исторической катастрофы. Вместо "пыльношлемых комиссаров" (Евтушенко, 1957) за столом стали петь о "поручике Голицыне". Тогда же, по воспоминаниям Померанца, самые продвинутые, как сейчас сказали бы, стали поднимать тосты* "за наших мальчиков в Вьетнаме**". После октября 1967-го ни один русский студент не надел бы майку с Че Геварой. Скорее, тайно начинали носить крестики. Кастро из всеобщего романтического кумира стал персонажем частушки, в которой ему предлагалось: а) пойти по популярному русскому маршруту; б) предварительно совершить обратный обмен хлеба на сахар.
А ведь ещё в 1965 году хитом была премьера Таганки "10 дней, которые потрясли мир" с её ностальгически-революционным пафосом.
"Танки идут по Праге, танки идут по правде" (тот же Евтушенко, 23 августа 1968) — легло на уже подготовленную почву.
Сейчас в Ираке и Сирии добивают Халифат. Котёл в Мосуле, мешок в Ракке... Что-то в верховьях Евфрата... По пустыне можно бегать и стрелять долго, но и ещё один проект государства, альтернативного либеральному глобализму, не состоялся. Так завершаются оба извода Исламистской революции — шиитский и суннитский.
Все антилиберальные революции — советская коммунистическая, восточноазиатская, нацистская и исламистская потерпели сокрушительное поражение.
Последней надеждой антиглобализма могла бы стать Русская Народно-патриотическая, такой Большой Донбасс. Но её пыл ушёл в "малый" Донбасс без остатка...
Для того, чтобы понять, почему в России протест возглавил Навальный, а не Лимонов или Гиркин (чего так комично боялись соответственно 13 и 3 года назад), надо сделать ещё одно отступление.
"Собачье сердце" Булгакова — один из самых талантливых художественных манифестов фашизма. Именно так он понимается при западных экранизациях. Все, пишущие о романе, довольно точно предугадывали дальнейшую судьбу Швондера. Можно даже расписать подробно: член левой оппозиции (не обязательно троцкист, троцкисты были в 1925 году — время написания романа — в опале, значит — зиновьевец), в 1928 году — направлен в политизолятор (эквивалент колонии-поселения), в конце 1929-го, узнав о разгроме "правых" — прокулацких бухаринцев и начале долгожданной коллективизации, подписывает покаянное обращение к ЦК и идёт вершить Вторую Революцию; в 1937 или 1938 году — расстрелян или ценой предательства друзей и унизительных покаяний получил 20 лет лагерей и сгинул в ГУЛАГе...
Значительно интересней гипотетическая карьера Шарикова — хлороформ не подействовал, вырвался, тут подоспел Швондер с делегацией... Вот тут активного и исполнительного товарища с садистскими задатками могли заметить и взять в ОГПУ. Направили бы на курсы "подтянуть теорию": и пришлось бы, высунув от усердия язык, конспектировать про "немцев и конгресс"; в 1937-м мог допрашивать Швондера*** ("слышь, Полиграф, тут одного фашиста привезли, может тебе, как старому знакомому, быстрее расскажет про троцкистскую ячейку в жилкомхозе"). А могли капитана НКГБ Шарикова бросить на усиление в Ташкент. Там он женится на комсомолке Усмановой, корректирует имя-отчество на "простое русское" и берёт её фамилию, а сыну мудро даёт имя комиссара госбезопасности. Дальше Пётр Филиппович Усманов начинает быстро расти в карьере — фамилия позволяет его двигать в рамках "коренизации кадров", а русское происхождение и место рождения — Москва — видеть в нём фигуру, не связанную с местными кланами... После июня 1953 года 14-летнего Лаврентия Петровича Усманова переписывают на Леонида. Отпраздновав полувековой юбилей, секретарь Ленинского райкома Москвы, моложавый горбачёвский выдвиженец, вовремя умеренно отмежевавшийся от Ельцина, Леонид Петрович Усманов с удовольствием отправляется на "Клондайк" кооперативного бизнеса, крышуя торговлю персональными компьютерами (PC)... Потом — участие в начатой Политбюро (июль 1990 г., по докладу Н.И. Рыжкова) номенклатурной приватизации... В сентябре 1991-го, всё время приговаривая: "Вот помню, как мы с Борисом Николаевичем столицу от торговой мафии чистили" — регистрирует ООО "Торговый дом "Калабухов-Пречистинка" [любое сходство случайное] — из конфуцианского почтения к корням... Через три года — залоговый аукцион, дающий шанс стать долларовым миллиардером...
Это я всё к тому, что реальные Шариковы сегодня это не те, кто делил профессорские квартиры, а те, кто делил шахты и нефтевышки, отнятые, разумеется, не у народа, у КПСС.
Поэтому навальнианское движение — это не движение завистливых нищих против многокомнатных профессорских квартир, как это пытаются изобразить подонки (и во что верят глупцы), это движение желающих хорошо жить ценой хорошего и честного труда — против получивших феодальные привилегии и черпающих доходы не от побед на рынках над незадачливыми конкурентами, но от коррупционного обдирания экономики страны.
И именно этот "веберовский" пафос нового революционного движения и задавил любые побеги люмпенской революционности. Российской демократической оппозиции сказочно повезло — путинизм забрал себе почти весь национализм, почти всю ксенофобию, почти весь клерикализм и почти всю антибуржуазность. Это Кремль разорвал с Западом, а не оппозиция свергла "прозападных марионеток". Это Красный дом и Кремль организованно отбирают квартиры, а не отдельные строительные магнаты.
И следующая русская революция (Пятая) опять будет буржуазная, доделывающая работу Февраля-17 и Августа-91 по созданию утопического Честного Демократического Капитализма.
А тем временем нормальная естественная глобализация, не финансовая, а культурная, идёт своих ходом, потому что всё больше и больше контактов людей, синтезов идеологем, складывания общих ценностей. Все её насильственные антагонисты повержены во прах...
* Сам Григорий Соломонович, как строгий противник насилия, специально оговорил, что он за американских солдат не пил.
** И ведь при Обаме Ханой стал ближайшим другом и протагонистом Вашингтона в ЮВА, грубо послав Москву с её бредовыми планами восстановления советской базы в Камране (деды воевали!).
*** Хороший романист мог бы плести дальше — как в 1938 году как "ягодинец" или в 1939 году как "ежовец", Шариков попадает в те же жернова и встречается на таёжном лагпункте со Швондером...