Написал длинный отклик на сетование о нынешней деградации русской культуры. Получилось длинно. Решил сохранить, немного отшлифовав.
Итак. Периодизация русской культуры - "Золотой век" (Пушкин - Достоевский), "Серебряный" (Модерн), "Бронзовый" (20-е)... затем "Малый Золотой" 60-х, "Малый Серебряный" - канун и начало перестройки, "Малый Бронзовый" - Ревущие 90-е - не случаен.
Гениальность произведений - это реакция культуры на её острейший внутренний кризис, на раскол, на взрывной рост сложности.
Затем - с определённым лагом, лет в 30-50 (одно-два поколения) этот кризис "огрубляется", принимает форму идеологической борьбы, социального и в итоге политического системного кризиса.
Сейчас европеизация русской культуры завершается.
Нет нужды ни в преодолении царской деспотии и фактического рабовладения, ни преодолении авторитаризма и кризиса модернизации, ни в преодолении соблазна большевизма и сталинизма, ни в преодолении того фашизма, что старательно вынашивала философия Серебряного и Бронзового веков.
Великая русская культура решила все основные задачи - Россия избавилась от самодержавия, от коммунизма и в процессе декоммунизации не фашиизировалась.
Россия также ушла от антибуржуазной патриархальности и антиевропейской ксенофобии (при всех истериках, Запад не воспринимается как хтонический [загробный] мир, как ещё 30 лет назад, а ведь это было и у Стругацких в повестях 50-60-х годов.
Осталась несложная техническая задача замены убогого провинциального авторитаризма на либеральный парламентаризм. Для этого не нужно мощного напряжения культуры - стремление к свободе и достоинству несёт вся окружающая западная культура.
Только культура вдруг занялась тем, что плачет навзрыд что не удалось построить коммунизм (в духе Мира Полудня Стругацких), превратить всех в русских и этим сохранить Союз, и прочими проявлениями ностальгической деменции.
Надо сказать честно - русская цивилизация как особый планетарный культурный феномен - умерла, и сейчас идёт становление банальной восточноевропейской славяноязычной культуры.
! Орфография и стилистика автора сохранены