Недавние перипетии вокруг фильма "Акт Магнитского. За кулисами" по ощущениям переместили в эпоху "Гласность 0", берущую начало с конца семидесятых и оборвавшуюся со смертью последнего кремлевского старца Константина Черненко. Иными словами, в пору первых советских медийных технологий, где главенствовал столь любопытный отраслевой инструмент, как опровержение, при полном забвении источника дискуссии и проблемы как таковой…
Ну да ладно, мало ли кому что померещится. Между тем сотворившийся в Европарламенте казус — отмена видеопоказа упомянутой кинокартины — вогнал меня в конфуз, ибо затравка события будто бы сюрпризов не таила. Оттого его корень не извлекался, должно быть, потому, что руки до новостного ряда не доходили.
Наконец на одном из центральных российских каналов — интервью с Андреем Некрасовым, автором художественно-документальной ленты. Ба, знакомые все лица, это же творец нашумевших "Недоверие", "Бунт. Дело Литвиненко". Только куда улетучились богемный лоск, европейская степенность и легкий акцент, вносивший путаницу в генеалогию персонажа? То же, что проявилось, марая картинку — это облезшая кошка, знающая, чье мясо съела. Столь же неубедительны были и словеса — не поверить! — некогда актера. Взор стремился куда угодно, только не в камеру, да и, скажем прямо, всем своим видом объект на глазах усыхал. Мелькнула озорная мыслишка — не с бодуна ли, но тут сюжет, казалось, предусмотрительно, оборвали.
В кадре — на фоне тяжких душевных борений — прозвучало (в моем пересказе): "Фильм поначалу мыслился одним, но на выходе, в силу пережитого катарсиса, совершенно другое, прямо противоположное. Российские власти в деле Магнитского ни при чем. Западная версия дела Магнитского — калька голословных фантазий Браудера". В общем, говорили-ехали…
Тут хочешь не хочешь пришлось погружаться в проблему, знакомую лишь пунктирно. Между тем выходило не очень, так как у безумного массива информации, размещенного в сети, то тут, то там прорастали конспирологические рожки: похищенные (на кой ляд?!) компании, следаки с квалификацией экономистов международного класса, прочее… Эдакая бастрыкинская юшка, сварганенная на западный манер, и впрямь, весьма похоже, главным интересантом — г-ном Браудером, где в одной куче здравое и домыслы. Впрочем, ничего нового. От вольницы версий нынешнего комментария так порой тянет в приснопамятную пещеру ТАСС и АПН…
При всем том нагромождение спорных и уместных доказательств, образовавших версию Браудера и антиверсию Некрасова, не может заслонить очевидное, соль истины:
- Сергей Магнитский бастрыкинским дознанием был убит. И не по халатности, а оттого, что забрел в огород властей предержащих.
- Связь между ролдугинским офшором и делом покойного аудитора несомненна. Как и не вызывает сегодня сомнений информированность ФСБ о чувствительных для путинократии разделов в расследовании Международного консорциума журналистов — задолго до вихлявой "явки с повинной" Дмитрия Пескова.
- Андрея Некрасова, некогда рафинированного антипутинца, ФСБ сломало через колено, вынудив поменять вектор кинокартины на диаметрально противоположный. Не зря он сетовал на прямые угрозы в свой адрес за несколько лет до начала съемок. Разумеется, и без обильной "смазки" не обошлось, иначе как объяснить присоединение к комбинации евродепутата Хайди Хаутала, хоть и гражданской жены режиссера, но, по свершившемуся факту, лоббиста Кремля.
- ФСБ удалась впечатляющая операция — ход в дамки самого Европарламента, что укрепило рейтинг службы и без того неслабый.
- Более чем оправдана реакция Европарламента и заказчика картины — немецко-французской телекомпании ARTE, снявших энкавэдэшную агитку-диверсию с показа. Слава богу, хватило ума — кисилевщины на европейском экране еще не хватало.
Ну и напоследок о грустном совсем: они, путинократы, будут драться до последнего, даже расходуя свои офшорные заначки.