Сегодня в Тверской области министр культуры открывает посвященный Сталину музей. И по этому случаю объясняет, что со Сталиным бороться не нужно: он же умер 62 года назад, теперь его место в исторической памяти.

Мол, он "деятель, соразмерный гигантскому масштабу своей страшной и противоречивой эпохи". А эпоха эта была, кроме прочего, "эпохой немыслимых свершений и Победы".

И дальше еще лучше: "Эта всё – наша история. Она сделана руками наших предков и передана нам в наследство – такая, какая есть. Мы её, слава Богу, не изменим, да нам другой и не надо. Это то, что нас не разделяет, а, наоборот, объединяет".

У меня тут один вопрос: с кем меня, у кого в семье были репрессированные, объединяет Сталин – с палачами? Мои предки не строили лагерей и не передавали мне их в наследство – спасибо, я от такого подарка, пожалуй, откажусь.

Какими бы красивыми словами про достижения и Победу ни оправдывали сейчас Сталина, у меня не получится забыть, что именно из-за него Победа чуть не стала поражением, а число жертв в войну и мирное время сопоставимо.

Собственно, статья Мединского и есть пример ползучей сталинизации. Сначала уверить нас, что "Сталин – это прошлое", а потом посвятить этому прошлому музей. Не про кровавого тирана – а про мудрого полководца, приехавшего на фронт. Этакий добрый дедушка Кутузов, не хватает только девочки на печке.

До этого Сталину открыли памятник в Крыму (ну конечно же – не ему, а ялтинской тройке, а он там посередине чисто случайно), где-то бюстик, еще где-то памятную доску. Тут – иконку освятили, там – книжечку издали, плакатик повесили.

И вот же, глядишь, а прошлое стало настоящим и будущим.

Так что не нужно передергивать, господин министр, оправдываясь в постскриптуме: "А что касается бережного восстановления за внебюджетные деньги того самого дома, где ночевал в 1943-м Верховный, и где сейчас открывается музей "Калининский фронт", – РВИО объявляет новую программу. Мы готовы по этому примеру взять под охрану, привести в порядок и обустроить и другие дома – памятные места, где жили, боролись и умирали за Отечество другие военачальники самых разных эпох нашей великой Истории".

Начали вы именно со Сталина, в год юбилея Победы. Именно его вы панибратски называете Верховным и оправдываете изо всех сил. Только знаете что – на новгородском памятнике "Тысячелетие России" почему-то нет Ивана Грозного. Всем там место нашлось – а Грозного нет, хотя он Казань брал, Астрахань брал. Кажется, предки были куда мудрее потомков.

Дмитрий Гудков

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены